ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 25-30

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3
7

3.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

8

3.1.

Общая характеристика

8

3.2.

Особенности образовательной деятельности

9

3.3.

Характеристика контингента обучающихся

9

3.4.

Программное обеспечение образовательной деятельности

11

3.5.

Методическое сопровождение образовательного процесса

12

3.6.

Характеристика кадрового состава

12

3.7.

Условия осуществления образовательной деятельности

13

3.8.
3.9.

Воспитательная и культурно - досуговая деятельность
Результаты деятельности

15
16

3.10.

Итоги реализации Программы деятельности на период 2019–2024 гг.

18

4.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ

19

4.1.

Анализ внутренних факторов развития

19

4.2.

Анализ внешних факторов, оказывающих влияние на развитие

19

4.3.

Оценка возможных рисков при реализации Программы развития

20

5.

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ

22

5.1.

Ценностные приоритеты развития

22

5.2.

Инновационная идея развития

22

5.3.
5.4.

Цели и задачи Программы развития
Концептуальная модель замысла развития

22
23

5.5

Стратегия перехода в новое состояние

23

5.6

Проекты, обеспечивающие развитие на период 2025–2030 гг.

24

5.7.

Управление реализацией Программы развития

28

5.8.

Ожидаемые результаты

29

6.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

30

7.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

31

2

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Полное
наименование
программы

Программа развития Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Центр детского технического
творчества» г. Орска на 2025–2030 гг. (далее – Программа развития)

Основания для
разработки
Программы

1. Анализ деятельности за период 2019–2024 гг.;
2. Нормативно-правовые документы:
 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении «Целевой модели развития региональных систем
развития дополнительного образования детей» с изменениями и
дополнениями);
 Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
 Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная указом Президента РФ
от 09.05.2017 № 203;
 Национальный проект «Образование» - Паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
 СанПиН
2.4.4.1251-03
Санитарно-эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования;
 Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 20 ноября
2000 г. № 724/213-ОЗ (принят Законодательным Собранием
Оренбургской области 25 октября 2000 г.) (в действующей редакции);
 Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской
области» (от 06.09.2013 № 1698/506-У-ОЗ);
 Устав МАУДО «Центр детского технического творчества» г.
Орска.

Сроки и этапы
реализации
Программы

2025–2030 гг.
I этап «Подготовительный». Принятие решения о создании
программы развития на основе анализа деятельности учреждения в
предыдущий период, проведение аналитических мероприятий.
II этап «Проектировочный». Изучение социального заказа на

3

предоставление образовательных услуг. Определение основных
направлений развития Учреждения. Разработка и принятие
документов.
III
этап «Практический». Реализация основных направлений
развития. Внесение корректировок в Программу развития.
IV этап «Аналитический». Анализ результатов реализации
Программы развития, оценка достигнутых эффектов, определение
перспектив дальнейшего развития. Распространение инновационного
опыта.
Цель Программы

Создание
социально-педагогических,
психолого-педагогических
условий для обеспечения доступности качественного дополнительного
образования, ориентированного на развитие и самореализацию
личности обучающихся, формирование компетенций, необходимых
для профессионального и жизненного самоопределения детей через
научно-техническую и социальную деятельность.

Основные задачи 1. 1. Разработать стратегию развития МАУДО «Центр детского
Программы
технического творчества» г. Орска на 2025–2030 гг.
2. Определить
перспективные
направления
повышения
конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
3. Оптимизировать управленческий ресурс и обеспечить переход
образовательной организации в новое качественное инновационное
состояние, совершенствуя инфраструктуру и все виды деятельности:
административную,
педагогическую,
научно-методическую
организационную, правовую, хозяйственную, информационную и
материально-техническую.
4. Улучшить научно-методическое сопровождение образовательного
процесса.
5. Повысить педагогический потенциал образовательной организации
с учетом требований профессионального стандарта.
6. Обновить дополнительные общеразвивающие программы, повысить
качество и эффективность их реализации через использование
современных форм и образовательных технологий обучения,
специфичных для технического творчества.
7. Обеспечить сохранность контингента посредством организации
доступной развивающей образовательной среды, вариативности
дополнительного образования для всех обучающихся, в том числе для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Повысить
результативность
профориентационной
работы,
направленной на повышение уровня востребованности направлений
подготовки и специальностей инженерного и технического профиля.
9. Способствовать улучшению условий для персонификации
образования, выбора режима и темпа освоения образовательных
программ.
10. Улучшить модель воспитательной системы, соответствующую
актуальным запросам государства и общества.
11. Способствовать
улучшению
условий
для
сетевого
взаимодействия и социального партнерства.
12. Повысить результативность обучающихся в олимпиадах,
соревнованиях, выставках, конкурсах и научно-практических
конференциях обучающихся различного уровня.
4

Ожидаемые
конечные
результаты,
важнейшие
целевые
показатели
Программы

для обучающихся и их родителей:
 удовлетворение познавательных потребностей, запросов и
ожиданий обучающихся и их родителей;
 наличие в МАУДО «Центр детского технического творчества» г.
Орска условий доступности и вариативности дополнительного
образования для всех обучающихся, в том числе для детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей из группы
социального риска;
 личностное
и
профессиональное
самоопределение
и
самореализация;
 творческий, продуктивный, практико-ориентированный характер
дополнительных общеразвивающих программ;
 развитие одарѐнности обучающихся, в том числе через проектноисследовательскую деятельность;
 выстраивание индивидуальных образовательных траекторий,
маршрутов, индивидуальных программ;
для педагогов:
 развитие кадрового потенциала педагогических работников
образовательной организации;
 разработка
и
внедрение
инновационных
методических
рекомендаций
и
пособий,
способных
повысить
качество
образовательного процесса;
 обновление содержания дополнительных общеразвивающих
программ;
 положительная
динамика
результативность
участие
педагогических работников в конкурсах профессионального
мастерства и научно-методических конференциях различного уровня;
 трансляция передового педагогического опыта педагогами
образовательной организации.
для МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска:
 повышение
престижа
образовательной
организации,
положительная оценка педагогическим и родительским сообществами;
 высокая сохранность контингента обучающихся;
 повышение качества и результативности образовательного
процесса;
 увеличение охвата обучающихся различных возрастных категорий
программами
технической
и
социально-педагогической
направленности;
 наличие эффективной модели воспитательной системы,
соответствующей запросам общества и государства;
 развитее материальной базы образовательной организации;
 получение грантовой поддержки инициатив администрации и
педагогического коллектива;
 развитие системы технического творчества школьников,
соответствующей современному уровню развития науки и техники,
учитывающей приоритеты социально-экономического развития
региона, рассчитанной на все социально-возрастные категории детей;
 формирование системных и продуктивных межведомственных
связей, продуктивное взаимодействие с социальными партнѐрами
(общественными организациями и бизнес-структурами);
5

Разработчики
Программы

Администрация МАУДО «Центр детского технического творчества» г.
Орска, методический Совет

Руководитель
Директор МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска
Программы
Сайт учреждения в https://cdtt.orskschool.ru/
сети Интернет
Система
организации
контроля за
выполнением
Программы

Контроль за ходом реализации Программы развития осуществляется
администрацией МАУДО «Центр детского технического творчества»
г. Орска. Результаты реализации Программы представляются на
педагогическом совете.
Информирование родителей обучающихся о ходе реализации
программы осуществляется через сайт учреждения, родительские
собрания, отчетные мероприятия, в том числе ежегодное размещение
отчѐта о результатах самообследования.

Финансирование
Программы

Бюджетные и внебюджетные средства

6

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные направления развития дополнительного образования детей определены в
Приказе Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 года № 678-р); Стратегии развития информационного общества в
Российской Федерации на 2017–2030 годы (утверждена указом Президента РФ от
09.05.2017 № 203); Законе Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской
области» (от 06.09.2013 № 1698/506-У-ОЗ).
Исходя из данных нормативно-правовых документов, концепции и стратегии к
приоритетным задачам системы дополнительного образования детей в настоящее время
относят:
• увеличение охвата детей и подростков программами дополнительного образования;
• развитие человеческого капитала детей и молодѐжи за счет эффективного
использования внешкольного пространства обучающихся;
• обновление содержания существующих программ дополнительного образования в
соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
• повышение доступности и качества дополнительного образования;
• развитие продуктивной развивающей образовательной среды в образовательных
организациях системы дополнительного образования детей;
• выявление одарѐнности обучающихся и поддержка одаренных детей и молодѐжи;
• развитие дополнительного образования детей как инструмента мотивации личности
к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
• создание необходимых условий для продуктивного участия семьи и общественности в
управлении развития системы дополнительного образования детей в России.
Данные приоритетные задачи развития системы дополнительного образования детей в
Российской Федерации вошли в Программу развития Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Центр детского технического творчества» г.
Орска (далее – Учреждение) на 2025–2030 годы (далее – Программа развития).
Программа развития Учреждения является управленческим документом,
определяющим перспективы и стратегические направления развития на период до 2030
года.
Программа носит комплексный характер и предусматривает инновационные
преобразования и обновления деятельности отдельных объектов работы Учреждения с целью
улучшения условий для доступного качественного обучения детей.
Программа развития как управленческий документ определяет ценностно смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития Учреждения,
основные способы и механизмы предстоящих изменений.
Разработка Программы развития обусловлена необходимостью формирования
стратегии развития.

7

3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.

Общая характеристика

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр
детского технического творчества» г. Орска (далее – Учреждение) – однопрофильная
образовательная организация дополнительного образования, призванная организовать
целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития детей, посредством
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска основано в октябре 1956 году решением исполкома
Орского горсовета № 348 от 22.10.1956 г. и размещается по адресу ул. Станиславского, 61.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр
детского технического творчества» г. Орска создано в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.11.2006 г. № 174 - ФЗ
- «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12.11.1996 г. № 7 - ФЗ «О
некоммерческих организациях», в целях развития мотивации личности к познанию и
техническому творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и
услуг в интересах личности, общества и государства.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска является одним из значимых институтов социализации
личности, приближенный к интересам и запросам конкретной личности, семьи и
общества. Социально - педагогическая деятельность охватывает детей из
неблагополучных семей, детей инвалидов, одаренных детей.
Образовательная организация осуществляет образовательную, правовую и
хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в
Российской
Федерации»,
нормативно-правовыми
актами
органов
местного
самоуправления, приказами и распоряжениями органов управления образования,
настоящим Уставом и локальными актами.
В соответствии с Уставом, основной целью деятельности образовательной организации
является: реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
и услуг дополнительного образования.
Основным предметом деятельности образовательной организации является оказание
услуг (выполнение работ) по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
В своей деятельности МАУДО «ЦДТТ» г. Орска руководствуется федеральным и
региональным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления
муниципального образования, Уставом, утвержденным постановлением Администрации
муниципального образования от 14.08.2015 г. № 4634-п, а также локальными актами.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска имеет права юридического лица в части осуществления
финансово-хозяйственной деятельности, а также право на ведение образовательной
деятельности в соответствии с лицензией № 2995, серия 56ЛО1 № 0004943 от 28 сентября
2016 года.
Управление образовательной организации осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и
коллегиальности. Единоличным исполнительным органом МАУДО «ЦДТТ» г. Орска
является директор, который осуществляет текущее руководство.
В МАУДО «ЦДТТ» г. Орска сформированы предусмотренные Уставом
коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников
Учреждения, Педагогическийсовет, Методический совет, Управляющий совет.
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам следующих
8

направленностей: социально-педагогическая, техническая, естественнонаучная. Обучение
ведѐтся на русском языке в очной (групповой) форме.
3.2.

Особенности образовательной деятельности

МАУДО «ЦДТТ» г. Орска работает в режиме шестидневной рабочей недели в
соответствии с расписанием занятий. Продолжительность учебного года 36 учебных недель,
с 01 сентября по 25 мая (реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ).
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с календарным учебным
график ом и учебным планом основной образовательной программы МАУДО «ЦДТТ» г.
Орска.
Прием осуществляется на основе свободного выбора детьми (родителями, законными
представителями) дополнительной общеобразовательной программы (объединения, педагога
дополнительного образования) в соответствии с Правилами приема обучающихся на
обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в
учреждение, утвержденными приказом директора.
Образовательная деятельность носит познавательно-развивающий характер
направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных способностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование общей культуры, культуры здорово о и безопасного
образа жизни, организацию их свободного времени, обеспечение адаптации к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку обучающихся,
проявивших выдающиеся способности. Режим образовательной деятельности Учреждения
определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
учреждениям дополнительного образования детей.
3.3.

Характеристика контингента обучающихся

Осуществляется деятельность 15 объединений, количественный состав обучающихся
– 1641. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам осуществляется по 3-ѐм направлениям: техническая,
социально-педагогическая, естественнонаучная. Учреждение предоставляет возможность
бесплатного обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам детям в возрасте от 5 до 18 лет.
За 2019–2024 годы в МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска
прошли обучение 7975 обучающихся. В среднем в течение учебного года количество
обучающихся составляет 1595 человек, что соответствует санитарно-эпидемиологическим
требованиям и объѐмным показателям муниципального задания образовательной
организации. Показатель сохранности контингента обучающихся в соответствии с
учебным планом Учреждения ежегодно составляет 97%.
Приоритетным видом деятельности Учреждения является техническое
творчество, которым занимается 95% обучающихся, что подчѐркивает актуальность и
востребованность технического творчества среди детей и молодежи города Орска.
Основной контингент представлен обучающимися начальной школы – 59%, средней
школы – 31,4%, старшей школы – 7%, дошкольного возраста – 2,6%. Обучающиеся
преимущественно живут в близлежащих городских кварталах, но 37% обучающихся –
дети из отдаленных районов города.
При анализе состава контингента по гендерному признаку наблюдается
незначительное преобладание количества мальчиков (59%). Данный факт объясняется
тем, что приоритетным видом деятельности Учреждения является техническое
творчество, которое в большей степени вызывает интерес у мальчиков.
9

Количество групп и о б уч а ю щ и х с я
образовательных программ составляет:

в

них

по

направленностям

Сведения о количественном составе обучающихся
Направленность
деятельности

Техническая

Естественно- СоциальноИтого
научная
педагогическая

2019–2020 учебный год
Количество реализуемых
дополнительных
общеразвивающих программ

9

9

3

21

Количество учебных групп

77

42

12

131

Количество обучающихся

820

336

140

1296

2020–2021 учебный год
Количество реализуемых
дополнительных
общеразвивающих программ

16

2

1

19

Количество учебных групп

102

5

1

108

Количество обучающихся

1596

40

23

1659

2021–2022 учебный год
Количество реализуемых
дополнительных
общеразвивающих программ

16

2

1

19

Количество учебных групп

100

4

2

106

Количество обучающихся

1589

48

27

1664

2022–2023 учебный год
Количество реализуемых
дополнительных
общеразвивающих программ
Количество учебных групп

16

2

1

19

105

8

2

115

Количество обучающихся

1578

64

22

1664

2023–2024 учебный год
Количество реализуемых
дополнительных
общеразвивающих программ
Количество учебных групп
Количество обучающихся

14

3

1

18

105
1580

8
64

2
20

115
1664

10

3.4.

Программное обеспечение образовательной деятельности

Учебный план Учреждения представлен дополнительными общеразвивающими
программами трѐх направленностей:
 технической: «Мой друг – компьютер», «Компьютерная графика», «Объемное
моделирование», «Компьютерная графика ADOBE PHOTOSHOP», «Увлекательный
мир компьютера», «Основы программирования на языке Паскаль», «Основы
компьютерной грамотности и современные информационные технологии»,
«Волшебный мир технического моделирования», «Начальное техническое
моделирование с применением компьютера», «Бумажная вселенная», «Путешествие в
страну мастеров», «Радиоэлектроника», «Авиамоделизм», «Основы логики и
программирования в среде ЛогоМиры», «Школа юного блоггера», «WEB - разработка»,
«Программирование на языке Python»;
 естественно-научная: «Экологическая безопасность»;
 социально-педагогической: «Начальная военная подготовка».
Общим признаком реализуемых в МАУДО «Центр детского технического
творчества» г. Орска программ является их направленность на приобщение детей к
техническому творчеству и изобретательской деятельности, развитие творческого
мышления и навыков проектной работы.
Программы ориентированы на решение задач развития общей культуры личности,
адаптации ребенка к жизни в современном обществе, формирование личности, обладающей
проективным отношением к миру и способной к сотрудничеству с другими людьми,
создание условий для осознанного выбора подростком будущей профессии и формирование
им своих жизненных планов.
Содержание
программ
предусматривает:
реализацию
национальнорегионального компонента - на занятиях обучающиеся знакомятся с культурой и
историей Оренбургской области; использование здоровьесберегающих технологий как
на учебных занятиях, так и во внеучебное время на досуговых мероприятиях.
Актуальность реализуемых в Учреждении дополнительных общеразвивающих
программ определяется социальным заказом детей и их родителей (основание – ежегодное
анкетирование среди школьников города и их родителей) и социальным заказом
учредителя.
Содержание и учебный материал каждой дополнительной общеразвивающей
программы организуется по принципу дифференциации в соответствии со следующими
уровнями сложности:
 стартовый уровень – удовлетворение познавательного интереса обучающихся и
формирование первоначальных умений и навыков в рамках содержательнотематического направления программы;
 базовый уровень - освоение обучающимися специализированных знаний и умений
в рамках содержательно-тематического направления программы;
 продвинутый уровень – предполагает углубленное изучение содержания
программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Каждый обучающийся при зачислении на обучение по дополнительной
общеразвивающей программе проходит входной контроль, по результатам которого
педагог определяет наличие специальных знаний и компетенций в образовательной
области программы. Процедура входного контроля позволяет ребѐнку при желании начать
обучение по программе с базового или продвинутого уровня.
Переход с одного уровня на другой осуществляется по результатам личных
образовательных достижений обучающегося в процессе освоения программы. Для
повышения мотивации обучающихся используется система стимулирующего поощрения
11

за достижения, которые позволяют педагогу сохранять познавательный интерес
обучающихся на высоком уровне, ставить образовательные задачи на перспективу
развития личности каждого обучающегося и творческого объединения, добиваться
продуктивных результатов.
Таким образом, все реализуемые программы соответствуют специфике
дополнительного образования детей.
3.5.

Методическое сопровождение образовательного процесса

Методическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает решение
актуальных
проблем
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ. Оно позволяет использовать в педагогическом процессе
наиболее эффективные педагогические технологии и методики. В рамках работы системы
методического сопровождения образовательного процесса осуществляется плановое и
внеплановое
консультирование педагогических работников образовательной
организации.
Целью методического сопровождения образовательного процесса является
повышение
эффективности
и
качества
образовательного
процесса,
рост
профессиональной компетентности педагогов Учреждения.
МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска активно и
продуктивно работает над едиными общемуниципальными методическими темами.
Педагогами в рамках единой общемуниципальной методической темы проводятся
городские творческие площадки, составляются и публикуются методические разработки,
методические рекомендации, научные и научно-методические статьи, в том числе
ведущих рецензируемых научных изданиях из Перечня ВАК Министерства науки и
высшего образования РФ. Публикации педагогов индексированы в международной
библиографической системе рецензируемой научной литературы «Scopus», и российской
библиографической базе данных научных публикаций «РИНЦ».
Основными формами организации методической работы в учреждении являются:
педагогический совет, методический совет и методические объединения педагогов по
направлениям деятельности.
Педагогические советы, определяя приоритеты в деятельности учреждения,
способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, мотивируя их на
внедрение инноваций, что влияет на качество образовательного процесса, его
образовательную эффективность и успешность (результативность) педагогов и
обучающихся.
Особое внимание методического совета Учреждения уделяется программному
обеспечению. В помощь педагогу предоставляются методические рекомендации по
написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Ведется
планомерная работа по корректировке и разработке новых программ, совершенствованию
методик и технологий работы с обучающимися, обновляются дидактические средства
обучения.
3.6.

Характеристика кадрового состава

В Учреждении работает высокопрофессиональный, стабильный, творческий
педагогический коллектив. Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на
100%. Все педагогические работники имеют квалификационные категории. Из 13
педагогов – 9 имеют высшую квалификационную категорию, 4 имеют первую
квалификационную категорию. 1 педагогический работник имеет ученую степень
кандидата педагогических наук.
Почѐтной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации
12

отмечено 3 педагогических работников (О.В. Турбина, В.В. Гарнова, Т.Ф. Бажанова).
Почетной грамотой Министерства образования Оренбургской области отмечено 6
педагогов. Повышение квалификации осуществляется по плану. 100 % педагогических
работников прошли курсы повышения квалификации.
Средний возраст педагогов, работающих в Учреждении – 47 лет, это
«продуктивный» возраст человека, когда идеально сочетаются опыт, инициатива и
творчество.
Педагоги МАУДО «ЦДТТ» г. Орска активно участвуют в профессиональных
конкурсах различного уровня, в том числе во Всероссийском конкурсе педагогического
мастерства: «Сердце отдаю детям».
Активно участвуют в профильных научно-практических и научно-методических
конференциях.
Международных научных конференциях:
– «75-th anniversary of the Great Victory: memory, lessons, counteraction to
falsifications» (2020, г. Москва);
– «Россия, Европа и Азия в контексте историко-культурного взаимодействия»
(2021, г. Орск);
– «Образование: вчера, сегодня, завтра» (2022, г. Оренбург);
– «Советский человек в период «развитого социализма» (2024, г. СанктПетербург);
– «Актуальные вопросы современной науки и образования» (2024, г. Пенза);
– «Двенадцатые Большаковские чтения. Оренбургский край как историкокультурный феномен» (2024, г. Оренбург).
Всероссийских научных конференциях:
– «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и
культуры» (2020 г., 2021 г., 2022 г., 2023 г., 2024 г., г. Оренбург);
– «Евразия в пространстве русской культуры» (2020 г., Орск);
– «Актуальные проблемы региональной истории. Памяти учителей» (2021 г., 2022,
г. Ижевск).
Корпоративные ценности педагогического коллектива определяются миссией
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска, которая заключается в создании условий для формирования у
обучающихся осознанного стремления к получению образования по инженерным
специальностям и рабочим профессиям технического профиля.
3.7.

Условия осуществления образовательной деятельности

Для организации деятельности МАУДО «ЦДТТ» г. Орска есть необходимая
ресурсная база для реализации заявленных в лицензии направлений деятельности.
Ресурсы

Помещение и его состояние (год
постройки, год капитального ремонта)

Прилегаемая территория

Показатели
Встроенное помещение недвижимого
муниципального имущества по адресу:
462419 г. Орск ул. Станиславского, 61.
Год постройки – 1959 г.
Год текущего ремонта – 2024 г.
Нет

13

Библиотечный фонд

Число книг –130 шт., брошюр, журналов – 320
шт.

Медиатека (количество дисков)

45 шт.

Технологическая оснащенность
(количество персональных компьютеров,
из них в локальных сетях, в Интернет)

Общее количество персональных
компьютеров – 34 шт., из них в локальных
сетях – 34 шт.

Комитет по управлению имуществом г. Орска закрепляет за МАУДО «ЦДТТ» г.
Орска на праве оперативного управления объекты муниципальной собственности (здания,
сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского,
социального, культурного и иного назначения).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МАУДО «ЦДТТ»
г. Орска являются средства, выделяемые Учредителем согласно утвержденной смете.
Финансирование МАУДО «ЦДТТ» г. Орска осуществляется на основе
федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные
нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного
учреждения, уровню образовательных программ в расчѐте на одного ребѐнка, а также на
иной основе, в том числе нормативов, установленных органами местного самоуправления.
Условия и порядок стимулирующих выплат педагогическим и другим сотрудникам
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска определяются Управляющим советом по согласованию с
профсоюзной организацией.
Объем учебной нагрузки педагогов дополнительного образования устанавливается
исходя из потребностей программы, обеспеченности кадрами и других условий МАУДО
«ЦДТТ» г. Орска в пределах финансовых средств на оплату труда.
Организационные коммуникации МАУДО «ЦДТТ» г. Орска имеют
многоуровневую структуру, которая включает как внутренние элементы организации, так
и еѐ внешнее окружение. У организации имеются разнообразные средства обмена
информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, в
соответствии с требованиями Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска обеспечивает открытость и доступность информации об
учреждении, реализуемых программах, оказываемых услугах и пр.
Подобная информация систематически публикуется на официальном сайте
учреждения. Сайт МАУДО «ЦДТТ» г. Орска является не только его визитной карточкой,
но, в первую очередь, информационным ресурсом, транслирующим информацию,
обязательную для доступа общественности.
Сайт МАУДО «ЦДТТ» г. Орска был создан в 2010 году и входит в сеть сайтов
образования по городу Орску. Разработка сайта Учреждения стала одним из способов
своевременного информирования общественности об основных событиях МАУДО
«ЦДТТ» г. Орска.
В целом, функционирование организационных коммуникаций МАУДО «ЦДТТ» г.
Орска позволяет повышать эффективность процесса управления за счет оперативности в
получении более достоверной информации о состоянии объектов управления и
сокращения времени реакции управления (принятия решения, постановки задач, контроля
исполнения); освобождать органы управления всех уровней от малопродуктивного
рутинного труда по сбору информации и составления всевозможных отчетов, создав
14

условия для творческого труда; резко сокращать бумажные потоки документооборота и
перейти на безбумажное делопроизводство и стандартизировать делопроизводство.
В МАУДО «ЦДТТ» г. Орска созданы условия для поддержки развития процесса
информатизации организаций дополнительного образования детей г. Орска.
Ежегодно проводится косметический ремонт кабинетов, коридоров, обновление
оргтехники на 1–2 единицы. Общая площадь МАУДО ЦДТТ – 759 кв. м., в том числе
площадь учебных кабинетов – 210 кв. м.
Имеющаяся учебно-материальная база позволяет организовать обучение
обучающихся на высоком уровне по реализуемым всем дополнительным
общеобразовательным программам.
3.8.

Воспитательная и культурно - досуговая деятельность

Воспитательная деятельность МАУДО «ЦДТТ» г. Орска ведется с учетом
действующего законодательства РФ, области, города, программ воспитательной
направленности и внутренних локальных актов. Вся работа строится на основе плана
работы, в рамках единой воспитательной программы, охватывает весь педагогический
процесс.
Педагогический коллектив большое внимание уделяет приоритетным
направлениям
воспитательной
работы:
здоровьесберегающему,
гражданскопатриотическому, профилактическому, досуговому. Педагоги дополнительного
образования проводят работу с обучающимися, с родителями, организуют досуг детей и
взрослых в каникулярный и летний периоды.
Цель педагогического коллектива в сфере физкультурно-оздоровительной и
профилактической деятельности: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
педагогов, создание благоприятных условий для формирования правильного
мировоззрения по отношению к ЗОЖ, пропаганда физической культуры и здорового
образа жизни, развитие у обучающихся и подростков осознания личностной
ответственности за свои поступки и здоровье.
Для организации образовательно - воспитательного процесса в МАУДО «ЦДТТ» г.
Орска созданы определенные условия: кабинеты соответствуют гигиеническим
требованиям, соблюдается температурный режим, проветривание кабинетов, на занятиях
проводятся физминутки, дети пользуются сменной обувью. Все это способствует
сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В течение года с обучающимися
проводятся различные воспитательные мероприятия. Ведется активная работа по
вовлечению всех обучающихся к участию в конкурсах, акциях, соревнованиях различного
уровня. Организуются встречи со специалистами разных ведомств и учреждений, которые
занимаются профилактикой правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества,
безнадзорности в детской среде. Таким способом ведется работа по воспитанию
негативного отношения у ребят к вредным привычкам.
Наибольший результат в учебно-воспитательном процессе дают такие формы
работы как тематические беседы, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры. В
профилактических целях в течение года проводятся беседы о вреде курения, наркомании
и алкоголизма в среде подростков; о правилах безопасного интернета, с интересом
знакомятся с героями «Азбуки дорожного движения». Проводятся мероприятия
образовательно-воспитательного характера в рамках программы «Каникулы»: «Мы
рисуем Новый год», «Мастерская деда Мороза», интеллектуальные игры:
«Информационный
калейдоскоп»,
«Юный
эрудит»,
«Уроки
вежливости»,
«Интеллектуальный турнир», «Литературное лото», конкурсы рисунков ко Дню
космонавтики, Дню Великой Победы, Дню Детства.

15

3.9.

Результаты деятельности

Результаты образовательной деятельности наглядно демонстрируют качество
подготовки обучающихся. Критерии оценки результатов образовательной деятельности в
дополнительном образовании являются многомерными, охватывая личностные изменения
обучающегося и уровень освоения им образовательной программы. Поэтому в
Учреждении разработана внутренняя система оценки качества образования, которая
представлена мероприятиями текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации,
мониторингами: мониторинг результатов освоения содержания дополнительной
общеразвивающей программы; мониторинг движения обучающихся по уровням освоения
дополнительной общеразвивающей программы; творческие достижения обучающихся.
Текущий контроль осуществляется педагогами дополнительного образования на
каждом занятии в форме наблюдения с целью определения фактически достигнутых
обучающимися результатов в процессе освоения отдельных тем программы.
Мероприятия промежуточной и итоговой аттестации подводят итоги реализации
дополнительных общеразвивающих программ. Промежуточной аттестации, целью
которой является отслеживание уровня развития способностей обучающихся и их
соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ,
подлежат обучающиеся, переходящие на следующую ступень освоения программы.
Целью проведения итоговой аттестации является выявление степени сформированности
специальных компетенций обучающихся, прошедших полный курс обучения по
дополнительной общеразвивающей программе. Многообразие направленностей программ
обуславливает и многообразие форм проведения промежуточной и итоговой аттестации:
выставка, творческий отчѐт, соревнование, защита стендовых моделей, тестирование,
презентация творческих работ, защита проектов т.д.
В ходе проведения мероприятий промежуточной и итоговой аттестации педагоги и
члены экспертных (аттестационных) комиссий анализируют уровень сформированности
ключевых компетенций обучающихся в области знаний программы.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период
реализации Программы развития (2019–2024 гг.)
Уровни
сформированности
2019–2020 2020–2021 2021–2022
ключевых
уч. год (%) уч. год (%) уч. год (%)
Компетенций

2022–2023
уч. год (%)

2023–2024
уч. год (%)

Результаты промежуточной аттестации обучающихся:
высокий
средний
низкий

31
63
6

35
61
4

39
52
9

41
48
11

44
51
5

Результаты итоговой аттестации обучающихся:
высокий
средний
низкий

33
67
0

39
61
0

43
57
0

46
54
0

48
52
0

Сравнительный анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации
16

обучающихся за пять лет показывает, что уровень сформированности ключевых
компетенций обучающихся остается стабильным.
Среди позитивных факторов, влияющих на стабильность качества образования
можно отметить: внедрение новых видов и форм образовательной деятельности для
организации технического творчества детей и подростков (работа различных
образовательных площадок технического творчества, в том числе по предпрофильной
подготовке, внедрение проектных технологий, участие в новых форматах конкурсных
мероприятий), обновление материально-технической базы Учреждения.
Мониторинги результатов освоения содержания и движения обучающихся по
уровням освоения дополнительной общеразвивающей программы представляют собой
комплексную оценку изменений, происходящих с обучающимся в процессе освоения
программы. Показатели этих мониторингов позволяют педагогам оценить уровень
теоретических знаний и сформированности ключевых компетенций.
Результаты социального опроса
С целью изучения удовлетворенности качеством муниципальной услуги
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» и изучения спроса на
образовательные услуги учреждения два раза
в год проводится опрос
«Удовлетворѐнность населения качеством муниципальных услуг» среди обучающихся и
их родителей (законных представителей).
Для опроса используется специально разработанная форма анкеты, которая
содержит разъяснения о порядке еѐ заполнения, дату заполнения, информацию об
участнике и его мнении о качестве получаемой услуги.
Обучающиеся и их родители (законные представители) отвечают на 12 вопросов,
выбирая ответ из предложенных вариантов.
По результатам опроса, проведѐнного по итогам работы в 2024 году, доля
обучающихся и их родителей (законных представителей), полностью удовлетворѐнных
качеством муниципальной услуги, составляет 96,7%.
Качество образовательных услуг, предоставляемых в МАУДО «ЦДТТ» г. Орска,
оценивается 97,8% родителей как высокое.
3.10. Итоги реализации Программы деятельности на период 2019–2024 гг.
Анализ Программы развития МАУДО «ЦДТТ» г. Орска на период 2019–2024 гг.
показал, что основные задачи по достижению поставленной цели выполнены. В полной
мере доступность дополнительного образования, обновлены дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы,
реализуемые
на
базе
образовательной организации, повышена результативность обучающихся в олимпиадах,
выставках, конкурсах, соревнования и исследовательских конференциях, повышен
педагогический потенциал, активность педагогов в реализации методической и
исследовательской деятельности, трансляции передового педагогического опыта, 100 %
педагогических работников прошли курсы повышения квалификации в соответствии с
разработанным планом, повышен уровень материально-технического обеспечения
образовательного процесса.

17

4. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Анализ и оценка уровня развития Учреждения и его готовности к реализации
новой Программы развития проведены с помощью технологии SWOT - анализа.
4.1. Анализ внутренних факторов развития
Сильная сторона

Слабая сторона

– Обеспечение открытости
образовательного процесса через формы
информирования;
– Комфортная безопасная среда;
– Продуктивный опыт работы с детьми с
ОВЗ;
– Стабильность показателей,
характеризующих контингент
обучающихся;
– Внедрение современных образовательных
технологий;
– Высокий количественный показатель
охвата детей проводимыми мероприятиями;
– Положительный имидж;
– Положительная динамика
результативности обучающихся.

– Невысокий процент молодых педагогов;
– Вовлеченность педагогов в грантовые
конкурсы;
– Существующие сегодня материальнотехническое обеспечение образовательной
организации не в полной мере позволяет
реализовывать современные
востребованные направления технического
творчества;
– Недостаточное количество программ для
обучающихся
старшего
школьного
возраста;
– Недостаточная интеграция
образовательной организации с
отечественными IT компаниями.

4.2. Анализ внешних факторов, оказывающих влияние на развитие
Благоприятные возможности для
развития учреждения
– Общественно-государственная
потребность в развитии технического
творчества обучающихся;
– Повышение востребованности
дополнительного образования со стороны
родителей и обучающихся;
– Ускорение научно-технического развития
России;
– Увеличение популярности у школьников
получения
высшего
инженернотехнического образования.

Риски

– Высокая стоимость современного высокотехнологического оборудования;
– Значительное повышение технических
требований
к
информационной
образовательной среде образовательной
организации;
– Повышение конкурентной среды в
дополнительном образовании детей;
–
Консервативность
педагогических
работников;
– Конкуренция компаний и организаций на
рынке труда за привлечение молодых
высококвалифицированных специалистов.

18

4.3. Оценка возможных рисков при реализации Программы развития

Категория рисков

Степень воздействия
на реализацию
программы
низкая
высокая

Сопротивление
педагогических
работников
работать в новых
условиях,
недостаточность
профессиональной
инициативы

Меры по минимизации рисков

Проведение эффективной кадровой политики:
активное
вовлечение
педагогических
работников в процессы реформирования,
внедрение
механизмов
мотивирования
педагогов,
стимулирования;
создание
«ситуации успеха»; планомерное повышение
квалификации

+

Осуществление регулярного мониторинга и
промежуточной
оценки
реализации
Программы развития; своевременное внесение
корректив в план программных мероприятий;
расширение
спектра
источников
дополнительного финансирования, в том числе
участие в грантах

Недостаточность
финансирования
+

Расширение образовательных услуг за счѐт
введения программ социально-педагогической
направленности,
создание
новых
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ под запросы
обучающихся и их родителей (законных
представителей)

Рост конкуренции
+

Изменение
кадрового состава

Увеличение количества штатных единиц
педагогов
дополнительного
образования
реализующих образовательные программы, в
том числе за счет молодых специалистов

+

Проведенный SWOT анализ подтвердил, что образовательная среда Учреждения
имеет все необходимые предпосылки для дальнейшего развития и превращения ее в
динамичную систему, позволяющую населению получать качественные дополнительные
образовательные услуги в соответствии со своими запросами.
Совокупность проведенных исследований и анализ сильных и слабых сторон
деятельности Учреждения позволяют определить стратегию дальнейшего его развития:
– развитие кадрового потенциала образовательной организации;
– усиление работы по привлечению молодых специалистов;
– укрепление материально-технической базы;
– обновление содержания программного и научно-методического обеспечения
образовательной деятельности;
– развитие социального партнѐрства.
На основе проведенного анализа и результатов исследований, изучения мнения
обучающихся и родителей (законных представителей обучающихся) разработана
концепция Программы развития.
19

5. ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ
Программа развития разработана в соответствии с Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года в Российской Федерации и выступает в
качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в Учреждении.
Опираясь на результаты реализации предыдущей программы деятельности, новая
программа позволяет осуществить прогноз развития Учреждения с учетом приоритетных
задач и направлений деятельности, определить точки роста и условия для модернизации
образовательного процесса, а также реализации необходимых новаций.
5.1.

Ценностные приоритеты развития

Основными принципами развития дополнительного образования детей в
Учреждении являются:
– государственно-общественный характер управления, опора на механизмы
общественной экспертизы и саморегулирования;
– информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной
информации о содержании деятельности, качестве образовательных услуг;
– доступность дополнительных образовательных программ;
– целостный подход к управлению.
Миссией Учреждения является развитие индивидуальных творческих
способностей, человеческого капитала обучающихся, формирование культуры личности
через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
организацию досуговых и массовых мероприятий, способствующих саморазвитию,
самоопределению и интеграции детей и подростков в современное общество.
5.2.

Инновационная идея развития

Инновационная идея развития Учреждения на 2025–2030 годы заключается в
развитии результатов достигнутых в предыдущей Программе развития.
В Программе нашли своѐ отражение такие направления деятельности, как:
– проект по развитию одаренности обучающихся «Поддержка одаренности»;
– проект по совершенствованию материально-технической базы и качества
образовательного процесса «Среда 4.0»;
– проект по совершенствованию научно-методического, информационного и
кадрового ресурсного обеспечения «Новые условия устойчивого развития»;
– проект по развитию системы эффективного управления деятельностью
Учреждения «Управление качеством 4.0»;
5.3.

Цели и задачи Программы развития

Цель программы: создание механизмов устойчивого развития новой модели
Учреждения, обеспечивающей удовлетворение потребностей всех субъектов в
качественном, вариативном и доступном дополнительном образовании, соответствующем
требованиям современного общества.
Задачи программы:
1. Расширить сферу предоставляемых образовательных услуг, в том числе в
области технического творчества.
2. Расширить спектр предоставляемых образовательных услуг для детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
3. Продолжить развитие материально-технической базы Учреждения;
4. Организовать работу по обновлению содержания программного и научно20

методического обеспечения образовательной деятельности;
5. Расширить спектр форм практической деятельности с талантливыми и
одарѐнными детьми;
6. Развивать систему социального партнѐрства;
7. Развитие кадрового потенциала образовательной организации.
5.4.

Концептуальная модель замысла развития

Реализация программы будет осуществляться посредством конкретных мер по
основным направлениям развития системы дополнительного образования:
– развитие технического творчества детей;
– совершенствование материально-технического обеспечения;
– совершенствование качества учебной и воспитательной деятельности
Учреждения;
– создание системы эффективного управления деятельностью Учреждения;
–
совершенствование
качества
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ;
– совершенствование научно-методического, информационного и кадрового
ресурсного обеспечения деятельности;
– совершенствование деятельности по выявлению и развитию детской
одарѐнности.
5.5. Стратегия перехода в новое состояние
В соответствии с задачами и направлениями развития Учреждения были
определены сроки и этапы реализации Программы развития.
I Этап: январь – август 2025 года
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы развития.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности:
• разработка локальных нормативных актов, регламентирующих планируемые
направления деятельности Учреждения;
• формирование структуры и содержания образовательной деятельности;
• эффективное решение кадровых вопросов;
• структуризация направлений и сфер деятельности;
• пополнение материально-технической базы;
• разработка программных мероприятий, диагностических материалов.
II Этап: сентябрь 2025 года – август 2026 года
Цель: практическая реализация Программы развития.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности:
• апробация и внедрение новых дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ;
• расширение диапазона образовательных услуг;
• внедрение новых форм повышения профессиональной компетентности
педагогических работников;
• текущий анализ промежуточных результатов;
• корректировка программных мероприятий и управление рисками;
• обобщение и распространение передового опыта, создание продуктов инновационной
деятельности, методических разработок, материалов, публикаций, статей и др.;
• выведение учреждения на новый уровень функционирования.
21

III Этап: сентябрь 2025 года – август 2026 года.
Цель: выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям
развития учреждения, поставленным целям и задачам Программы развития.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности:
• оценка эффективности реализации Программы развития;
• выявление проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
• выработка стратегии дальнейшего развития учреждения.
5.6. Проекты, обеспечивающие развитие на период 2025–2030 гг.
Содержание работы

Мероприятие

Планируемый результат

Проект «Поддержка одаренности»
Цель: расширить спектр форм практической деятельности с талантливыми и
одарѐнными детьми, обеспечивающих рост их личностных достижений, реализацию
творческого потенциала
Персонализация
образовательного
пространства

Разработка
индивидуальных
маршрутов для
одаренных
детей
с
учетом их личностного
роста

Расширение
возможностей
для
развития
одаренных
детей
в
различных областях
интеллектуальной и творческой
деятельности,
направленных
на
достижение обучающимся
значимых результатов на каждой
ступени личностного и творческого
развития.
Персонифицированный
мониторинг творческих достижений
обучающегося

Совершенствование
Подбор
современных Выявление талантливых детей
системы выявления методик по выявлению
талантливых детей
одарѐнности у детей
Совершенствование базы
данных «Одарѐнные
дети» в соответствии с
современными
требованиями
Поиск новых
Организация участия
перспективных
обучающихся в
олимпиад и
конкурсах разного
конкурсов различных уровня
уровней в области
творческой,
проектной,
исследовательской
деятельности
обучающихся
22

Эффективный мониторинг
достижений обучающихся

Обеспечение доли обучающихся,
принявших участие в конкурсах,
соревнованиях, выставках и других
мероприятиях в общей численности
учащихся не менее 50%, доли
победителей не менее 20%

Проект «Среда 4.0»
Цель: обеспечить развитие материально-технической базы и качества образовательного
процесса
Совершенствование
материальнотехнической базы и
финансово –
экономических
механизмов развития

Приобретение
компьютерного и
мультимедийного
оборудования

Укрепление материальнотехнической
базы
с
целью
улучшения
условий
труда
и
жизнедеятельности
участников
образовательного процесса

Обеспечение
комфортных,
здоровых и
безопасных условий
труда и обучения

Приобретение
Повышение уровня обеспеченности
оборудования, мебели с учреждения
перспективными
учѐтом
направления моделями технических средств
деятельности
образовательного
процесса

Совершенствование
материальнотехнической
обеспеченности
программ
технической
направленности

Приобретение
Укрепление
материальнокомплектов LEGO
технической
базы,
улучшение
Education WeDo и LEGO условий труда и жизнедеятельности
Mindstorms
участников
образовательного
EducationEV3.
процесса
Приобретение
программного
обеспечения

Развитие
информационной
культуры педагогов
за счѐт внедрения
современных
информационнокоммуникационных и
дистанционных
технологий

Создание
функционирование
сайтов педагогов

и Обеспечение полноты выполнения
образовательных программ через
применение дистанционных форм
обучения

Семинар
«Использование
Интернет - технологий
как
средства
взаимодействия
с
ребенком и его семьей»

Доступ
обучающихся
к
образовательным ресурсам
Установление прямого контакта с
родителями обучающихся

Поиск и привлечение Приобретение мебели в
дополнительных
соответствии с нормами
ресурсов для
СанПиНа
реализации проектов
и осуществления
образовательной
деятельности, в том
числе
участие
в
грантовых конкурсах

Материально-техническое
и
методическое обеспечение
оказываемой государственной услуги
обеспечено на 97%

Создание условий для Семинар
«Построение Повышение
реализации
образовательного
мастерства
23

профессионального
педагогических

современных
программ
исследовательской,
научно-технической,
проектной
деятельности
обучающихся

процесса
научно- работников
технического творчества
детей в дополнительном
образовании»
Разработка
комплекса Увеличение доли обучающихся в
общеобразовательных
возрасте 14–18 лет на 19%
программ технической
направленности
для
разных
возрастных
категорий обучающихся

Проект «Новые условия устойчивого развития»
Цель: организовать работу по обновлению содержания программно-методического
обеспечения образовательной деятельности. Развивать информационную культуру
педагогов за счѐт внедрения современных информационно-коммуникационных и
дистанционных технологий
Обновление
содержания научнометодического
обеспечения
образовательной
деятельности

Обновление
содержания
программного
обеспечения
образовательной
деятельности

Педсовет «Личностноориентированный
подход как средство
достижения
нового
качества
образовательной
деятельности»
Педсовет
«Персонализация
образовательного
пространства
как
процесс преобразования
материальных,
социальных и психологопедагогических условий,
обеспечивающий
развитие
личности
учащихся и адаптацию
их в обществе»

Повышение
профессионального
мастерства
педагогических
работников.
Положительная
динамика уровня образовательных
достижений,
обучающихся
вследствие
внедрения
в
образовательный
процесс
современных
педагогических
технологий,
форм
и
методов
обучения

Школа педагогического
мастерства
«Современные
образовательные
технологии: от теории к
практике»
Школа педагогического
мастерства
«Современные подходы
к
дополнительным
общеразвивающим
программам
нового
поколения»

Повышение
мастерства
работников

24

профессионального
педагогических

Модернизация
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Обеспечение
100%
удовлетворенности
заказчиков
образовательными услугами

Корректировка
дополнительных
общеразвивающих
программ,
адаптированных
программ в соответствии
с современными
требованиями

Реализация
модифицированных
дополнительных
общеобразовательных
программ
нового
поколения
(разнонаправленных и
разноуровневых, в том числе для
одаренных детей)

Разработка и внедрение
новых
программ
технической
направленности

Расширение
перечня
образовательных услуг. Реализация
программ
технической
направленности до 10 % от общего
количества реализуемых программ

Разработка и внедрение Расширение
перечня
новых адаптированных образовательных услуг для детей с
программ
ОВЗ
Развитие
инновационной
деятельности
педагогов

Семинар
«Сбор
и
систематизация
информации
для
написания
проекта
инновационной
деятельности педагога»

Разработка проектов инновационной
деятельности.
Разработка
и
реализация
инновационных
технологий в Учреждении

Проект по развитию системы эффективного управления деятельностью
Учреждения «Управление качеством 4.0»
Цель: создание условий для развития системы эффективного управления
деятельностью образовательной организации
Использование новых
эффективных
управленческих
методик и
управленческих
новаций
Использование ИКТ
инструментов
в
управлении
образовательной
организации

Повышение
квалификации
руководства
образовательной
организации

Повышение качества оперативного и
стратегического управления

Использование ИКТ для
повышения качества
оперативного и
стратегического
управления
учебновоспитательным
процессом
Совершенствование
Организация обучающих
системы повышения семинаров,
открытых
квалификации
занятий,
мастер
–
педагогических
классов
кадров

25

Информатизация управления
образовательной организации

Повышение уровня педагогического
потенциала
и
формирование
кадрового резерва для занятия
административных должностей

5.7. Управление реализацией Программы развития
Программа развития Учреждения является управленческим документом, который
определяет деятельность педагогических работников Учреждения на 2025–2030 гг.
Для решения поставленных в Программе задач, обеспечения координации
деятельности всех участников образовательной деятельности, осуществления постоянного
мониторинга промежуточных результатов реализации Программы, гибкого реагирования
на внешние социально-экономические условия, внесения корректив в Программу,
необходимо управление реализацией Программы развития на стратегическом, экспертноаналитическом и оперативном уровне.
Уровень
стратегического
управления

Экспертноаналитический
уровень

Уровень
оперативного
управления

Руководителем Программы развития является директор учреждения,
который несѐт персональную ответственность за еѐ реализацию,
конечные результаты, целевое и эффективное использование
финансовых средств, определяет формы и методы управления
реализацией Программы развития.
Экспертно-аналитические
функции
управления
реализацией
Программы развития осуществляют методисты. К этим функциям
относятся: осуществление мониторинга и оценки эффективности
выполнения
программных
мероприятий;
оценка
основных
инструментов и механизмов реализации Программы развития,
выдвижение
рекомендаций
по
их
корректировке;
оценка
образовательных и воспитательных результатов Программы развития,
их соответствие современным требованиям; формирование отчѐтов,
которые составляют основу внутренней оценки достижения цели и
задач Программы развития.
Оперативное управление Программой развития осуществляется общим
собранием Учреждения. К функциям собрания относятся: управление
бюджетом Программы развития, ресурсным обеспечением; разработка
мониторинга реализации программных мероприятий; разработка
внутренних нормативно-методических рекомендаций; разработка
целевых индикаторов; управление рисками Программы развития,
разработка мероприятий, направленных на их снижение; формирование
годового отчѐта о ходе реализации Программы развития; обеспечение
информационного сопровождения реализации Программы развития.

Управление реализацией Программы развития предполагает разработку и
утверждение локальных нормативных документов, координацию и контроль их
исполнения. Ежегодно осуществляется корректировка плана мероприятий по реализации
Программы развития. Информация о выполнении основных мероприятий реализуемой
Программы развития предоставляется в рамках ежегодного самообследования и
публичного отчѐта учреждения.
5.8. Ожидаемые результаты
Программа развития рассчитана на 5 лет (2025–2030). Реализация Программы нацелена
на достижение следующих результатов:

26

Задачи

Ожидаемый результат

Расширить сферу предоставляемых Расширен
спектр
дополнительных
образовательных услуг, в том числе общеобразовательных услуг. Увеличена доля
в области технического творчества
обучающихся в возрасте 14–18 лет на 19%
Создать условия для формирования Сформированы
социальные
компетенции
всесторонней
и
гармонически обучающихся, обеспечивающие их успешную
развитой современной личности
социализацию. Созданы условия для культурной
деятельности обучающихся
Обеспечить развитие
материально-технической базы

Материально-техническое обеспечение
оказываемых услуг не ниже 95%. Обновлена
материально-техническая база

Развитие кадрового потенциала

Повышение педагогического потенциала. 60%
педагогов
принимают
участие
в
исследовательской
и
инновационной
деятельности

Обновление содержания
программного
и
научнометодического обеспечения
образовательной деятельности

Обновлено
содержание
образовательных
программ.
Эффективно
используются
в
образовательной деятельности современные
педагогические
технологии
на
основе
деятельностного подхода. Итоги работы на 98 %
соответствуют
критериям
показателей
эффективности
деятельности
Учреждения.
Методическое обеспечение оказываемых услуг
не ниже 95%

Расширить спектр форм
практической
деятельности
с
талантливыми
и
одарѐнными
детьми, обеспечивающих рост их
личностных достижений,
реализацию творческого потенциала

Усовершенствована система выявления и
педагогического
сопровождения
одаренных
обучающихся. Увеличена доля обучающихся,
принявших участие в конкурсах и других
мероприятиях
в
общей
численности
обучающихся не ниже 60 %

6. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Мониторинг – это система непрерывного наблюдения за процессом реализации
Программы развития, ежегодный анализ и подведение итогов. Основное назначение
мониторинга – получение данных о реализации программы и в случае необходимости
внесение в неѐ соответствующих корректировок. В ходе мониторинга фактическое
сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга – уменьшение разницы между
ними.
27

Объект мониторинга

Программа развития Учреждения

Субъекты мониторинга

Директор, педагогические работники

Предмет мониторинга

– процесс реализации Программы развития
– результаты реализации Программы
развития
– определение преобладания позитивных
или негативных тенденций

Проведение мониторинга
№
п/п

Объекты мониторинга

Периодичность

Ответственный

1.

Сохранность контингента

ежегодно

Заместитель
директора

4.

Освоение
обучающимися
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих ежегодно
программ
Участие детей в олимпиадах, конкурсах,
ежегодно
выставках, соревнованиях
Прохождение курсов повышения квалификации ежегодно

5.

Методическая работа педагогов

ежегодно

6.

Работа с родителями

ежегодно

2.
3.

Заместитель
директора
Заместитель
директора
Методист
Методист
Заместитель
директора

Для корректировки Программы развития, внесения уточнений, изменений,
дополнений, вызванных возникающими проблемами, и для достижения поставленных
целей проводится ежегодный анализ достигнутых промежуточных результатов на
итоговом заседании Педагогического совета. Реализация намеченных задач будет
способствовать эффективности и повышению качества обучения и воспитания,
становлению развитой личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и
творчеству.

28

7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Бабиева, Н. А. Педагогическое управление в деятельности учреждения
дополнительного образования для детей // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 116. – С. 110–115.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В. А. Березина. –
М, 2024. – 511 с.
3. Воробьев, М. В., Гейн А. Г. Информационные технологии в управлении
региональной системой дополнительного образования детей // Педагогическое
образование в России. – 2014. – №8. – С. 23–27.
4. Голованов, В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о
новой концепции развития / В. П. Голованов // Евразийский образовательный диалог :
материалы международного форума. – Ярославль : ГАОУ ЯО ИРО, 2014. – С. 60–64.
5. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования / В. П. Голованов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
6. Груздев, М. В. Интеграция формального и неформального образования: новый
сценарий развития / М. В. Груздев, А. В. Золотарева // Народное образование. – 2014. –
№8. – С. 4–38.
7. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы
образования : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. –
Ярославль: ЯГПУ, 2009. – 300 с.
8. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование в школе: В поисках смыслов и
ценностей : практико-ориентированная монография / Е. Б. Евладова. – Ярославль : ЯГПУ,
2013. – 186 с.
9. Золотарева, А. В. Модели социализации детей, обучающихся по программам
дополнительного образования / А. В. Золотарева // Образование личности. – 2014. – №1. –
С. 18–25.
10. Золотарева, А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в
России / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психологопедагогические науки. – Ярославль : ЯГПУ, 2013. – №1. – Том II. – С. 194–199.
11. Золотарева, А. В. Результаты согласованного исследования требований рынка
труда, профессионального стандарта и ФГОС ВПО к компетенциям педагога
дополнительного образования [Электронный ресурс] / А. В. Золотарева // Августовские
педагогические чтения – 2014. – Киров : МЦНИП, 2014. – С.123–136.
12. Золотарева, А. В. Результаты исследования социального заказа на
дополнительное образование детей / А. В. Золотарева, Ю. В. Суханова // Ярославский
педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. – 2013. –
№2. – Том II. – С. 131.
13. Золотарева, А. В. Дефициты реализации профессионального стандарта как
основание для подготовки и развития педагога дополнительного образования детей / А. В.
Золотарева // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие
востребованности, привлекательности, результативности: материалы III Международной
научно-практической конференции / под. ред. A. В. Кислякова, А. В. Щербакова. –
Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – С. 145–158.
14. Золотарева, А. В. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы
дополнительного образования детей в России / А. В. Золотарева // Ярославский
педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. – 2014. – №
4. – С. 178–186.
15. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению
учреждением дополнительного образования детей : монография / А. В. Золотарева. –
Ярославль : ЯГПУ, 2006. – 290 с.
16. Золотарева, А. В, Синицын, И. С. Повышение доступности дополнительного
29

образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной
политики / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. – 2018. – №1
(9). – С. 8–16.
17. Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие
учреждения дополнительного образования детей. – М. : Юрайт, 2018. – 286 с.
18. Мусафиров, М. К., Каргапольцева, Н. А. Внешкольное воспитание в
Оренбуржье во второй половине XX века : монография / М. К. Мусафиров,
Н. А. Каргапольцева. – Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2020. – 149 с. – ISBN 978-54417-0846-3.
19. Патрикова, Т. С. Как написать программу развития образовательного центра в
условиях проектно-целевого управления системой образования // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1346–1350.
20. Поволяева, М. Н. Развитие информационно-методического обеспечения в
пространстве дополнительного и неформального образования / М. Н. Поволяева //
Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. – Ярославль :
ГАОУ ЯО ИРО, 2014. – С. 101–103.
21. Прикот, О. Г., Виноградов, В. Н. Стратегическое развитие образовательных
систем и организаций на основе проектного менеджмента. – СПб, 2024. – 148 с.
22. Старовская, Е. А. Методическое управление социальными взаимодействиями
субъектов дополнительного образования детей в новых условиях // Вестник ТОГИРРО.
2015. – №1 (31). С. 365–366.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».