Образовательная программа 2024-2025

Рассмотрено на

УТВЕРЖДЕНО

педагогическом совете от

Директор МАУДО «ЦДТТ» г. Орска

« 04 » сентября 2024 г.

_________________ О.В. Турбина

г. Орск

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3

ВВЕДЕНИЕ

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

7

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

8

Основные направления реализации концепции

9

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

10

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

12

Календарный учебный график на 2024–2025 уч. год

13

Продолжительность учебного года

14

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

15

Цели и задачи образовательной деятельности

15

Формы контроля и учета достижений обучающихся

17

Характеристика массовой, культурно-досуговой деятельности и достижения
обучающихся

17

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

20

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

21

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

23

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

24

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1

Общие сведения

1.1.

1.3.
1.4.

Полное наименование учреждения Муниципальное
автономное
учреждение
дополнительного образования «Центр детского
технического творчества» г. Орска
Юридический адрес
462419 Оренбургская область, г. Орск, ул.
Станиславского, 61
Телефон / факс
8 (3537) 21-05-56
Лицензия
Серия 56ЛО1 № 0004943

1.5.

Директор (ФИО, телефон)

2

Характеристика педагогического коллектива (на 1 сентября 2024 г.)

2.1.

Общее количество педагогических
работников
в том числе :
 педагогов
дополнительного
образования
 из них - совместителей
 Уровень
образования
педагогических работников:
 высшее образование,
 в том числе педагогическое
 среднее
профессиональное
образование,
в том числе педагогическое
Уровень квалификации
высшая
квалификационная
категория
первая
квалификационная
категория
Внутренние документы,
регламентирующие
образовательную деятельность
учреждения на 2024–2025
учебный год:

1.2

2.2.

2.3.

3

Дата выдачи 28 сентября 2016 года
Турбина Ольга Викторовна
8 (3537) 21-05-56
13

13
0

12
11
1
1
8
4
 Программа развития МАУДО «Центр детского
технического творчества» г. Орска на 2021–2025
гг.
 Учебный план на 2024–2025 гг.
 Годовой календарный учебный график.
 Устав
«МАУДО
«Центр
детского
технического творчества» г. Орска, локальными
актами, регламентирующими образовательную
деятельность в Центре:
 Положение об организации и осуществлении
образовательной деятельности
 Положение о внутрицентровском контроле
 Положение о промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся

 Положение о режиме занятий обучающихся
 Порядок индивидуального учѐта результатов
освоения дополнительных общеобразовательных
программ обучающимися
 Положение о выдаче документа об освоении
дополнительных общеобразовательных программ
 Положение
об
индивидуальном
образовательном маршруте
 Положение о внутренней системе оценки
качества образования
4
4.1.
4.2

4.3
4.4.
4.5
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.

5
5.1.
5.2.
5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

Условия для организации образовательного процесса
Тип учебного заведения
учреждение дополнительного образования детей
Наличие
методических  отдел начально-технического моделирования
объединений и отделов по  отдел компьютерной грамотности
направлениям деятельности
 спортивно-технический отдел
Наличие
информационнометодического кабинета
Наличие психологической службы
Язык обучения
русский
Форма обучения
Очная, дистанционная
Сменность занятий
поточный
Продолжительность занятий
40 мин., 1 ч. 20 мин., 2 ч., с перерывом между
занятиями 5–10 мин.
Предельная учебная недельная 1-й год обучения – до 4 часов
нагрузка на одного ребенка
2-й год обучения – до 6 часов
3-й и более год обучения – до 8 часов
Организация образовательного процесса
Общее количество обучающихся:
1641
Количество учебных групп
100
Наполняемость групп
1-й год обучения – до 15 человек
2-й год обучения – до 12 человек
3-й и более год обучения – до 8 человек
Количество обучающихся по годам обучения, в том числе:
1 год обучения
873
2 год обучения
415
3 и более года обучения
356
Уровень реализации дополнительных образовательных программ
5–7 лет
1
7–11 лет
5
11–15 лет
6
До 18 лет
4
Сроки реализации дополнительных образовательных программ
От 1 до 3 лет
9
От 3 и более
7

ВВЕДЕНИЕ
Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной
личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного
выбора и освоения детьми и подростками дополнительных образовательных программ, которые
отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект,
формировать социальные компетенции. В связи с этим важное место в работе образовательных
организаций занимает проблема совершенствования учебно-воспитательного пространства,
создания особой образовательной и социокультурной среды. Проблема совершенствования
образовательного процесса в центре внимания педагогического коллектива МАУДО «Центр
детского технического творчества» г. Орска.
Основное предназначение МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска –
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы
конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Деятельность ориентирована на
осуществление комплексного потенциала образовательного процесса: обучения, воспитания и
развития ребенка. Обучение направлено на решение практических проблем, возникающих на
стыке интересов обучающихся и потребностей развития общества. Воспитание сосредоточено на
формировании гуманистических, социально-значимых ценностей и образцов гражданского
поведения. Процесс развития взаимообусловлен созданием «ситуации успеха» для каждого
ребенка, что благотворно сказывается на его личностном становлении.
Образовательная программа «Центра детского технического творчества» г. Орска является
основным регламентирующим документом, построенным на основе программ дополнительного
образования детей различной направленности, реализуемых в образовательной организации.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа – это нормативный документ тактического планирования
деятельности образовательной организации, определяющая максимально полное и конкретное
содержание деятельности на учебный год.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами
и руководствуется в своей деятельности:
 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от
20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
 Конституция Российской Федерации;
 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы»;
 Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
 Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III
«Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол №36);
 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
(утверждена Президентом РФ 03.04.12 № ПР-827);
 Письмо Минобразования РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей» от 11.12.2006 № 06-1844;
 Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных
условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
 Письмо Минобразования РФ от 13.11.2000 № 813/28-16 «О рекомендациях для
организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях»;
 Концепция «Воспитание Оренбуржца XXI века»;
 Устав МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска;
 Учебный план;
 Дополнительные общеобразовательные программы;
 Программа развития МАУДО «Центр детского технического творчества» на 2021–2025
годы;
 Сетевые договоры на оказание дополнительных образовательных услуг;
 Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность в образовательной
организации.
Содержание образовательной программы базируется на достижениях общемировой
культуры и Российских культурных традиций, отвечает задачам становления гражданского
общества и правового государства, культурно-национальным особенностям Оренбургской
области. Учитывает разный уровень развития обучающихся.
Образовательная программа МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного
процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее их социальную
успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников
образовательного процесса.

6

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Полное наименование: Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Центр детского технического творчества» г. Орска
Юридический адрес: 462419 Оренбургская область, г. Орск, ул. Станисловского, 61
Телефон: 8 (3537) 21-05-56
Учредитель: Управление образования администрации города Орска
Лицензия: серия 56ЛО1 № 0004943 регистрационный № 2995 от 28.09.2016 г., выдана
Министерством образования Оренбургской области с Приложением.
Е-mail: cdt-orsk@yandex.ru, web-ресурс: https://cdtt.orskschool.ru
Историческая справка
Центр детского технического творчества, город Орск, Оренбургская область, 462419, ул.
Станисловского, 61. Телефон: 8(3537)21-05-56, факс: 8(3537)21-27-08, электронный адрес: cdtt0rsk@yandex.ru, cdtt-adm@yandex.ru. Сайт: https://cdtt.orskschool.ru.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска был основан в 1956 году решением исполкома Орского
горсовета № 348 от 22.10.1956 г.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска осуществляет свою деятельность на основании устава, лицензии,
свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц,
свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения,
санитарно - эпидемиологического заключения, заключения о соответствии объекта защиты
обязательным требованиям пожарной безопасности.
Тип учреждения – автономная организация дополнительного образования детей.
Вид учреждения – центр детского технического творчества
Категория учреждения – высшая
Администрация учреждения:
Турбина Ольга Викторовна – директор;
Шмидт Светлана Анатольевна – заместитель директора;
Мусафиров Михаил Константинович – методист;
Бажанова Татьяна Федоровна – педагог-организатор.
Общая численность обучающихся, посещающих ЦДТТ, составляет 1641 человек.
Общая численность основных педагогических работников – 13 человек.

7

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном,
духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.12 года № 273-ФЗ, ст. 2, п. 14).
Отличительными особенностями дополнительного образования детей являются:
1. Создание условий для свободного выбора каждым ребѐнком образовательной области
(направления и вида деятельности), педагога.
2. Многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы,
потребности и способности ребенка.
3. Системно-деятельностный характер образовательного процесса, который способствует
развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
4. Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для
каждого.
5. Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр
возможностей в самоопределении.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования
детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признанию
уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправной
позиции педагога и ребенка, ориентированности на его интересы, способности видеть в нем
личность, достойную уважения.
В основу образовательной деятельности Центра, заложены следующие концептуальные
идеи и ориентиры:
 приоритет добровольности самореализации детей в одной из областей деятельности;
 преемственность основного базового, дошкольного и дополнительного образования;
 удовлетворение потребностей и запросов детей, обеспечение многоуровневого,
практико-ориентированного образовательного процесса;
 открытость и динамичность образовательного процесса, гибкая, оперативная адаптация
его к современным научным достижениям, возрасту и уровню развития ребѐнка, новым
педагогическим и информационным технологиям;
 предоставление педагогам дополнительного образования творческой свободы в поисках
содержания организационных форм и образовательных технологий.
Реализуемые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска способствуют раскрытию одаренности и развитию творческого
потенциала обучающихся. Мотивирует детей к активной и продуктивной творческой
деятельности. Созданная в образовательной организации развивающая образовательная среда
способствует как развитию человеческого капитала, так и приобретению опыта социальнотворческой деятельности. Именно в системе дополнительном образовании познавательная
активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых
разнообразных социальных практик. Важной составляющей работы образовательной организации
в процессе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
является системно проводимая профориентация, в том числе направленная на решения актуальных
вопросов по преодолению существующего сегодня кадрового дефицита кадров в промышленности
и IT секторе экономике. Образовательная организация формирует у детей интерес к технической
сфере, исследовательской деятельности, программированию, истории Оренбургского казачества и
Вооружѐнных сил РФ.
Педагогическим коллективом образовательной организации осуществляется плановая
научная и научно-методическая деятельность, направленная на повышение качества реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Осуществляется системное
внедрение и апробация новых методических пособий и рекомендаций, трансляция передового
педагогического опыта ведущими педагогами. МАУДО «ЦДТТ» г. Орска является центром
методического обеспечения образовательного процесса Восточного Оренбуржья и города Орска.
8

Образовательная организация выступает в роли координатора городских, зональных и
региональных выставок, соревнований, олимпиад и конкурсов.
Основные направления реализации концепции
Обеспечение доступности дополнительного образования:
 наличие широкого выбора бесплатных дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ для обучающихся;
 создание условий для свободного, добровольного и равного доступа детей к обучению
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
 обеспечение всесторонней поддержки детей группы «риска»;
 развитие инфраструктуры и расширение возможностей для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам;
 усиление взаимодействия с образовательными организациями города;
 расширение дополнительных образовательных услуг предоставляемых образовательной
организацией с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Формирование культурно-образовательного пространства, обеспечивающего возможности
выбора в учебной и досуговой деятельности:
 информатизация образовательного процесса;
 обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ на основе экспертизы программно-методического обеспечения;
 выявление и поддержки одаренных обучающихся.
Создание условий для развития кадрового потенциала в образовательной организации:
 поддержка педагогических работников в получении профессионального образования;
 создание условий для своевременного прохождения педагогами курсов повышения
квалификации;
 стимулирование педагогических работников в осуществлении научной и научнометодической деятельности, обобщении, распространении передового педагогического опыта;
 поддержка педагогических работников в повышении квалификации и аттестации на
квалификационные категории;
 организация работы методических групп по проблемам обучения и воспитания в
образовательной организации.

9

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с муниципальным заказом определяются цели и задачи работы
образовательной организации, отражающие предложение образовательных услуг по развитию
человеческого капитала, формированию высокого общекультурного уровня детей на основе
развития универсальных и специальных умений и навыков.
В области содержания образования:
 разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ нового
поколения: интенсивных, модульных, краткосрочных программ молодежной культуры.
В области качества образования:
 создать условия продуктивного и результативного участия обучающихся в выставках,
олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня.
В области кадрового обеспечения:
 способствовать повышению квалификации педагогических работников;
 обеспечить участие педагогического состава в конкурсах профессионального мастерства;
 способствовать развитию кадрового потенциала педагогических работников;
 обеспечить безопасные условия труда в образовательной организации.
В области культурно-массовой работы:
 повысить престижность массовых
организацией.

мероприятий

проводимых

образовательной

В области совершенствования материальной базы:
 осуществлять привлечение грантовых и спонсорских средств для поддержки и
обновления материально-технической базы образовательной организации.
Цель образовательной организации – создание условий для всестороннего и
гармоничного развития обучающихся с учѐтом потребности общества и современных социальноэкономических реалий.
Важной задачей работы МАУДО «ЦДТТ» г. Орска является эффективная, результативная
профориентационная работа и подготовка обучающихся к поступлению в средне-специальные и
высшие учебные заведения.
На основе проведенного внутреннего мониторинга было определено, что более 64 %
обучающихся образовательной организации поступают по профилям дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в средне-специальные и высшие учебные
заведения.
Цели и задачи на 2024–2025 учебный год
Задачи:
• Удовлетворение потребности обучающихся в занятиях по интересам;
• Воспитание бережного отношения к природе, вовлечение детей в природоохранную
деятельность;
• Формирование у обучающихся интереса к культуре, к техническому творчеству,
истории России и Оренбуржья;
• Развитие кадрового потенциала образовательной организации;
• Организация продуктивного, содержательного досуга обучающихся;
• Пропаганда и развитие технического творчества;
• Осуществление инструктивно-методической работы, оказание методической поддержки
образовательным организациям региона в реализации технического творчества детей и молодежи;
10

• Обеспечение доступности дополнительного образования для детей всех социальных и
возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных
потребностей;
• Разработка, принятие и реализация дополнительных общеобразовательных программ на
основе Федеральных государственных образовательных стандартов;
• Создание условий для успешной социализации и адаптации детей в современных
социально-экономических условиях;
• Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей.
Задачи образовательной деятельности
 Расширение спектра образовательных услуг и обновление содержания дополнительного
образования.
 Совершенствование приемов информационного сопровождения образовательного
процесса.
 Реализация принципов выявления, развития и поддержки одаренных детей.
 Разработка и реализация образовательных программ с учетом современных концепций
образования.

11

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержание образовательной деятельности Центра определяется и развивается на основе
изучения образовательных потребностей детей и социума.
Образовательная деятельность строится на следующих принципах:
- личностно - ориентированного характера образования;
- индивидуализации и дифференциации;
- доброжелательности и достоинстве;
- природосообразности и учѐта возрастных особенностей детей;
- свободе выбора решений и самостоятельности в их реализации.
В МАУДО «Центр детского технического творчества» организуется работа с детьми
преимущественно от 6 лет до 18 лет в течение всего календарного времени. Обучение детей
осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях.
Общее количество обучающихся составляет 1641 человек, из них:
До 5 лет
5-9 лет
10-14 лет
15-18 лет
От 18 лет и старше

96
868
664
15
1

Образовательная программа предусматривает занятость детей и подростков различных
социальных групп (Согласно социальному паспорту).
МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска осуществляет бесплатное
обучение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного
образования. Образовательная деятельность осуществляется в свободное время от занятий детей в
общеобразовательных школах, на основании утвержденного учебного плана, расписания занятий,
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Продолжительность обучения определяется образовательной программой педагога.
МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска организует работу в течение
всего календарного года. Организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые
условия для образовательно-воспитательного процесса как единой развивающей среды и
совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
В Центре работает 100 учебных групп, в которых реализуются 13 дополнительных
общеобразовательных программ. Их деятельность организуют и осуществляют 17 педагогических
работников.
Обучающиеся в объединения принимаются на основании заявления родителей (законных
представителей), имеют право заниматься в нескольких объединениях.
Объединение может быть сформировано в соответствии с характером деятельности,
возрастом обучающихся, условиями работы, программой, психолого-педагогическими
рекомендациями и требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
С детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводится индивидуальная
работа, как в образовательной организации, так и по месту жительства.
Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей педагог может
вести индивидуальную работу с детьми, занимающимися исследовательской и творческой
деятельностью.
Содержание образования и организация образовательного процесса в Центре
регламентируется дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами,
учебным планом, графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми
Центром самостоятельно.
Учебный год начинается с 15 сентября и завершается 25 мая согласно календарному
графику. Расписание занятий в Центре составляется согласно санитарно - эпидемиологических
правил и норм СанПиН 3.3686-21 от 28.01.2021 на I и II полугодие.
12

Учебная нагрузка, заложенная в образовательные программы, включает в себя:
теоретические и практические учебные занятия, массовые, конкурсные и досуговые мероприятия,
подготовку к ним, зачѐтные (итоговые мероприятия), организацию летнего отдыха, экскурсии,
самостоятельную работу обучающихся по индивидуальным планам и другие формы работы.
Количество часов, отводимых на различные формы учебной работы, фиксируются в учебно тематическом плане. Недельная нагрузка на одного ребѐнка составляет: 1год – 2–4 часа, 2 год – 4–
6 часов, 3 – 5 годы – 8 часов.
Численный состав коллективов (наполняемость групп), объединений определяется
нормативными актами Российской Федерации, дополнительными образовательными программами
для детей, утвержденными локальными актами и в соответствии с санитарно - гигиеническими
нормами.
Образовательный процесс в Центре выстроен с учетом принципов вариативности, свободы
выбора, добровольности на основе современных образовательных технологий и педагогических
инноваций. Приоритетной является предметно - практическая деятельность. При выборе методик
преподавания предпочтение отдается развивающим системам, учитывающим индивидуальные
особенности
занимающихся,
способствующих
формированию
устойчивых
навыков
самостоятельной работы.
Содержание дополнительного образования детей развивается в сторону интеграции,
обеспечения преемственности на различных ступенях образования, дифференциации и
индивидуализации, обеспечивающей социализацию личности ребенка. Занятия в детских
творческих объединениях Центра дают детям навык самообразования, возможность адекватного
самоопределения в ценностных ориентирах, культурно - историческом процессе, в
профессиональных интересах.
Успешные результаты образовательной программы Центра подтверждаются:
 востребованностью со стороны социума предлагаемого спектра образовательных услуг
по различным направленностям деятельности;
 наличие призеров в творческих выставках, конкурсах, соревнованиях, на городском,
областном, российском и международном уровнях;
 наличие выпускников Центра, продолживших обучение по выбранному профилю.
Календарный учебный график на 2024–2025 уч. год
Годовой календарный учебный график МАУДО «ЦДТТ» г. Орска является документом,
регламентирующим организацию образовательного процесса, разработан в целях повышения
качества образования, создания условий для реализации единого образовательного пространства.
Нормативно-правовую базу календарного учебного графика МАУДО «ЦДТТ» г. Орска
составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.3686-21 от 28.01.2021
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации»;
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» от
24.07 1998 г.;
 Устав МАУДО «ЦДТТ» г. Орска;
 Лицензия №2995 на право осуществления образовательной деятельности от 28.09.2016 г.
13

Годовой календарный учебный график в полном объѐме учитывает индивидуальные,
возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их
жизни и здоровья.
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебного года 36 недель:
 для групп I, II и последующих годов обучения с 01.09.2024 г. по 31.05.2025 г. (начало
занятий с 15 сентября, окончание занятий 25 мая).
 Набор обучающихся проводится в объединения с 03.08.2024 г. по 15.09.2024 г.
 Формируются учебные группы до 15.09.2024 г.
 Организуются педагогами дополнительного образования с 03.09.2024 г. по 14.09.2024 г.
целевые выходы в общеобразовательные школы города.
 Деятельность детей в Центре осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
творческих объединениях.
 Дети принимаются в объединения на основании подачи заявки в системе Навигатор от
лица родителей или самостоятельно (при достижении 14 лет); заявления родителей (лиц, их
заменяющих); согласия на обработку персональных данных; договора об оказании
дополнительных образовательных услуг.
Учебный процесс регламентируется расписанием занятий. Продолжительность занятия
устанавливается для детей:
- дошкольного возраста: от 5 до 7 лет – 30 мин;
- для всех остальных – 40 минут.
Перерыв между занятиями в одной группе составляет 5–10 минут, между группами до 15
минут.
Учебный план на 2024–2025 учебный год
Начало учебных занятий не ранее 09.00 час и не позднее 20.00 часа, согласно расписания.
Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий с учетом
санитарно-гигиенических требований и норм, с учетом пожеланий родителей (законных
представителей) обучающихся. Центр может создавать творческие объединения обучающихся в
других образовательных организациях. Отношения между ними определяются договором.

14

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В структуре ЦДТТ действует 3 направления
 техническое;
 естественно - научное;
 социально - гуманитарное.
Действующая система дополнительного образования как открытая социальная система,
позволяет обеспечивать условия формирования духовных качеств, развития творчества,
формирование социальных компетенций. При составлении образовательной программы были
выделены основные направления работы:
 анализ инфраструктуры Центра и его положение на образовательном рынке;
 изучение интересов и потребностей детей и их родителей;
 выявление потенциальных потребностей; определение системы их предпочтений,
намерений, мотивации;
 анализ состояния и возможностей Центра.
Образовательная программа Центра детского технического творчества и дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы детских объединений разработаны в
соответствии с потребностями и интересами, возрастными особенностями детей с учетом заказа
родителей и учредителя.
На основании проведенных социологических исследований сделаны выводы:
дополнительные образовательные услуги, предлагаемые Центром детского технического
творчества, востребованы современными детьми.
Можно выделить следующие основные мотивы, которыми руководствуются дети, по
своему свободному выбору:
- возможность общения со сверстниками и взрослыми (31 %);
- возможность интересно и содержательно организовать свое свободное время (28,5 %);
- получение дополнительных знаний в интересующей их области (49 %);
- возможность самоутверждения (32,2 %);
- психологическая разгрузка после напряженной школьной обстановки (44 %);
- возможность получить допрофессиональную подготовку (50,3 %).
Таким образом, среди видов внеурочной деятельности, наиболее значимыми для
подростков, можно выделить ориентацию на коммуникативные формы, обусловленные
спецификой подростковой психологии, требующей общения в среде сверстников.
Получение дополнительных знаний и возможность реализовать себя - главный мотив
посещения детьми наших объединений.
Большинство родителей ждут от Центра помощи в адаптации ребенка в жизни и обществе.
Эта помощь заключается в оказании дополнительных образовательных услуг личностно значимого характера (в сфере домашнего хозяйства, семьи, досуга, общения), в сфере социальной
жизни (экологической, культурной), в сфере допрофессиональной подготовки.
Общество предъявляет к дополнительному образованию следующие требования:
формирование нравственной и правовой культур, развитие чувства патриотизма, овладение
современными технологическими
процессами получения знаний, умений, навыков
(компьютеризация, программирование, моделирование, конструирование).
Таким образом, образовательные потребности, интересы детей определяют приоритетные
направления в развитии и обновлении содержания дополнительного образования в Центре
детского технического творчества
и
совершенствование
программно - методического
обеспечения.
Цели и задачи образовательной деятельности
Основной целью образовательного процесса:
Обеспечение
доступности
и
эффективности
дополнительного
образования,
ориентированного на развитие человеческого капитала и самореализацию личности обучающихся.
15

Для успешной реализации цели образовательного процесса необходимо решение
следующих задач:
– создание педагогических условий, способствующих самореализации личности каждого
ребенка, в том числе: одаренные дети, дети с проблемами развития, дети - сироты;
– построение образовательного взаимодействия на основе принципа диалогичности,
охватывающего всех участников образовательного процесса;
– взаимодействие и углубление интеграции со всеми воспитательными институтами;
– всестороннее внедрение современных образовательных технологий обучения.
МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска реализует 13 дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, ориентированных на обучающихся от 4 до 18
лет. Программы создают условия, способные углубить и дополнить воспитательное влияние
школы на обучающихся, осуществлять системную и эффективную пердпрофессиональную
подготовку и профориентацию. Компетенции, сформированные обучающимися в системе
дополнительного образования детей, позволяют им быть более креативными и инициативными,
позволяя при этом реализовывать полученные в школе компетенции на практике. На занятиях в
объединениях прорабатывается и школьный предметный материал, что обусловливает
возможность продолжения обучения по базовому программному содержанию. При составлении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательной
организации учитывались творческие, коммуникативные, профориентационные и познавательные
потребности обучающихся.
Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
в образовательной организации
№
п/п
1

Название программы

Автор-составитель

срок
реализации

возраст
обучающихся

Гарнова Валентина
Владимировна
Бажанова Татьяна
Фѐдоровна

«Мой друг – компьютер»

2 года

8–11 лет

Гарнова Валентина
Владимировна
Бажанова Татьяна
Фѐдоровна

2 года

8–11 лет

2
«Основы компьютерной
грамотности и современные
информационные технологии»

« Компьютерная графика»

Бажанова Татьяна
Федоровна

«Увлекательный мир
компьютера»

Гарнова Валентина
Владимировна

3 года

10–18 лет

«Волшебный мир технического
моделирования»

Уметбаева Оксана
Викторовна

3 года

7–11 лет

«Начальное техническое
моделирование с применением
компьютера»

Лущеко Ольга
Вячеславовна

2 года

7–11 лет

3

1 год
11–16 лет

4

5

6

16

7
«Бумажная вселенная»

8
«Путешествие в страну
мастеров»
9

Лагутина Татьяна
Анатольевна
Виноградова Елена
Владимировна

2 года

5–7 лет

4 года
7–11 лет

«Авиамоделизм»

Иванов Валерий
Леонидович

3 года

8–18 лет

«Радиоэлектроника»

Иванов Леонид
Валерьевич

3 года

12–18 лет

«Начальная военная
подготовка»

Федотов Анатолий
Александрович

5 лет

11–15 лет

«Программирование на языке
Python»

Котляров Юрий
Александрович

2 года

15–18 лет

«Школа юного блогера»

Нечаева Алла
Александровна

1 год

12–15 лет

10

11

12

13

Формы контроля и учета достижений обучающихся
Уровень достигнутых успехов обучающихся оценивается через систему промежуточной, и
итоговой аттестации, результативность участия в олимпиадах, выставках, конференциях,
конкурсах и соревнованиях различного уровня.
Промежуточная аттестация проводится в конце 1 полугодия педагогом, реализующим
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Форма, содержание и
график проведения промежуточной аттестации зависят от особенностей содержания программы и
могут быть проведены в виде тестирования, зачетов по темам, выставок, олимпиад, конкурсов,
соревнований и конференций.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании изучения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Формы проведения определяются
программой и могут быть следующие: защита реферата, представление доклада, презентации,
участие в научно-исследовательской конференции, соревнование, конкурс, выставка.
Характеристика массовой, культурно-досуговой деятельности и достижения
обучающихся
Культурно-досуговая деятельность является значимым звеном в системе дополнительного
образования. Она нацелена на то, чтобы научить детей социально-содержательным и личностноориентированным способам проведения свободного времени, показать им, насколько
многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга. Строится
культурно-досуговая деятельность на базе годового плана проведения массовых мероприятий,
направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации, общении. Это
программы познавательно-развлекательного, общественно-полезного характера, реализуемые
педагогом, в которой ребенок может принимать систематическое и эпизодическое участие.
Практически все культурно-досуговые программы имеют образовательный аспект, т.е. в
17

результате их освоения ребенок получает возможность овладеть определенными компетенциями.
Используются активные и игровые методы осуществления культурно-досуговых программ.
Традиционные, ежегодные массовые мероприятия, организованные МАУДО «ЦДТТ» г.
Орска:
 Городские соревнования для младших школьников «Мир стоит на мастерах»;
 Открытый городской конкурс для младших школьников «Бумажная страна»;
 городской командный конкурс по информатике «Юный эрудит»;
 Городская олимпиада по информационным технологиям «Лучший IT гений»;
 Зональная выставка технического конструирования «Юный техник»;
 Региональные соревнования по авиамодельному спорту «Кубок Оренбуржья»;
 Первенство России по авиамодельному направлению.
Участие коллективов в комплексных культурно-досуговых программах:
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Форма
участия

Наименование
коллектива-участника
«Авиамоделизм»
НТМ

Сроки

Май, июнь, октябрь
Ноябрь, май, январь,
Соревнования
апрель
Выставки
НТМ, авиамоделизм
Февраль, май, август
Конкурсы,
олимпиады, Отдел компьютерной По плану каникулы
интеллектуальные игры,
грамотности НТМ
Тематические
календарные праздники

Ответственные
Иванов В.Л.
Лущеко О.В.
Уметбаева О.В.
Педагоги
отдела

Организация участия обучающихся в массовых мероприятиях и программах:
Направления
организации
деятельности
Досуговоразвлекательные
Культурнообразовательные
Просветительские

Формы организации
Деятельности

Наименование
Мероприятия

Количество
участников

КВН,
конкурсы,
соревнования,
интеллектуальные
игры,
Праздники, слеты

«Брейн-ринг»,
«Своя
игра»,
«Литературное лото», «Рыцарский
турнир», «В мире Windows», «Мистер
изобретатель»
«День детства», «День космонавтики»,
«Любимые праздники зимы»,
«Городской слет кадетов», «День
Георгия Победоносца»
«Юный техник», «Моделей военной
техники», День победы, День города,
«Городской слет кадетов»

130

«Кубок Оренбуржья», «Твоя первая
модель», «Звездный мир»
«Первенство России»
«Молодежь против СПИДа и
наркотиков»

56

Оздоровительные

Выставки
технического
творчества
Выставки рисунков
Соревнования

Активно-творческие

Творческие встречи

124

230

25

Все культурно-досуговые программы МАУДО «ЦДТТ» г. Орска проводятся с учетом
возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей. Каждое мероприятие имеет ясно
выраженную содержательную идею, обязательно учитывается тематика учебного года. К
принципам, положенным в основу массовых мероприятий с детьми, относятся: принцип
информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности,
преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у
них опыта социального взаимодействия.
18

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ осуществляется в
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска с помощью:
 систематических наблюдений за детьми и фиксации педагогами происходящих в них
изменений;
 бесед с родителями;
 организации самодиагностики детей.
Оценка результатов деятельности осуществляется также по количеству выступлений и
результатам участников.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного
уровня участников досуговых программ.
Наряду с перечисленными выше видами культурно-досуговых программ, культурнодосуговая деятельность ЦДТТ включает ещѐ ряд важных структурных элементов: показательные
выступления авиамоделистов ЦДТТ и выставки технического творчества на праздниках: День
независимости России, День города, День Победы – 9 мая, День защиты детей и др.
Социальная направленность деятельности МАУДО «Центра детского технического
творчества» г. Орска заключается в решении проблемы социальной адаптации и
профессионального самоопределения школьников, помогающий сделать правильный выбор
подросткам. Особенно это касается компьютерных объединений, где ведется подготовка
пользователей ЭВМ, даются основы программирования, компьютерного дизайна, сайтостроения.
В авиамодельном объединении идет ориентация на технические профессии, в кадетских классах –
формирование военных компетенций.
Наибольший результат в учебно-воспитательном процессе дают такие формы работы как
олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры.
В профилактических целях в течение года проводились беседы о вреде курения, наркомании
и алкоголизма в среде подростков, конкурс плакатов «Мое будущее без СПИДа и наркотиков»,
муниципальный этап на лучшую работу по профилактике коррупции. Много проведено
мероприятий образовательно-воспитательного характера в рамках программы «Каникулы»: «Мы
рисуем Новый год», интеллектуальные игры: «Информационный калейдоскоп», «Информашка»,
«Уроки вежливости», «Интеллектуальный турнир», конкурс рисунков ко Дню космонавтики. Все
мероприятия проведены на хорошем методическом уровне.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орска – открытая социально-педагогическая система,
взаимодействующая со всеми образовательными организациями разных типов и видов города и
области, общественными и государственными организациями, а также с семьями обучающихся.

19

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Педагогический состав МАУДО «ЦДТТ» г. Орска укомплектован квалифицированными
педагогами. Из общего числа педагогов 8 имеет высшую квалификационную категорию. Первую
квалификационную категорию имеют так же 4 педагогов. Высшее образование имеют 12
педагогических работника. Из них у 11 высшее педагогическое образование. 1 педагогический
работник имеет ученую степень кандидата наук. 3 педагогов имеют более 10 лет педагогического
стажа, 7 более 20 лет педагогического стажа. От 5 лет педагогического стажа имеют 3 педагога. 6
педагогов образовательной организации имеют научные и научно-методические публикации, в
том числе опубликованные в ведущих рецензированных научных изданиях из Перечня ВАК РФ и
индексированные в международной реферативной базе данных рецензируемой научной
литературы Scopus. 5 педагогов имеют отраслевые награды.
Педагоги проходят курсы повышения профессиональной квалификации. За 2023–2024 уч.
год курсы повышения квалификации прошли 13 педагогических работников. Система повышения
квалификации в МАУДО «ЦДТТ» г. Орска ориентирована на многостороннее развитие личности и
компетенции педагога, саморазвитие педагогического состава, исходя из их профессиональных
интересов и профессиональной необходимости. Включает в себя комплексную систему семинаров
областного, городского уровней. Росту профессионального уровня педагогов способствует
проведение педагогических советов и совещаний при директоре, на которых изучались
нормативно-правовые документы, инструктивно-методические материалы, обсуждались
актуальные вопросы по совершенствованию деятельности образовательной организации (изучение
информационных потребностей и запросов о повышении квалификации педагогов,
информирование педагогов об образовательных возможностях различных учреждений системы
повышения квалификации, изучение личностных потребностей и запросов на педагогическую
информацию по актуальным проблемам образовательного процесса и др.).
Педагоги систематически посещают вебинары, организованные Оренбургским областным
Дворцом творчества детей и молодежи имени В. П. Поляничко и дистанционно.
Целью методической работы является обеспечение качества всех направлений
деятельности и достижения качественного результата процесса образования.
Основные направления методической работы:
 обучение молодых педагогов и совершенствование педагогического мастерства
педагогических работников образовательной организации;
 индивидуальное методическое сопровождение педагогов;
 консультационная
помощь
педагогическим
работникам
в
аттестации
на
квалификационную категорию;
 выявление, изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта;
 практическая деятельность (открытые занятия и мероприятия, мастер-классы, участие в
семинарах, конкурсах, педагогических и методических советах);
 диагностика состояния учебно-воспитательного процесса;
 мониторинг качества образования и удовлетворенности образовательными услугами;
 внедрение инновационных педагогических технологий.

20

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материальная база ЦДТТ характеризуется следующими параметрами:
Здание рассчитано на 300 обучающихся.

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6
7
8
1

Современные средства обучения
Компьютер (системный блок, монитор)
Ноутбук
Принтеры:
Струйный
Лазерный
Сканер
Ксерокс
Автотренажер
Средства связи

Количество (ед.)
34
10
3
3
5
2
1

Факс
INTERNET Обычный модем
INTERNET Высокоскоростной модем
INTERNET Высокоскоростное соединение
Локальная сеть (начиная с 2-х единиц)
Адрес электронной почты
Адреса сайтов (может быть несколько)
Страницы (модули) сайта (разделы)
Специализированные помещения
Компьютерный класс

Количество
(ед.)
1

Адресные данные
21-27-08

1
34
сdtt-orsk@yandex.ru

Количество (ед.)
4

В МАУДО «ЦДТТ» г. Орска 10 кабинетов, 9 из которых являются учебными, 1 выставочный зал, 1 подсобное помещение. Качество условий работы творческих объединений
вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к условиям ведения образовательной
деятельности.
В кабинетах для занятий творческих объединений НТМ имеется необходимая мебель для
детей дошкольного школьного возраста (столы, стулья), стеллажи и шкафы для хранения работ.
Мебель соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, регулируется по высоте.
Кабинеты для проведения занятий компьютерной грамотности оснащены современными
компьютерами, в каждом классе имеется сканер, передвижные учебные доски. У обучающихся
имеется возможность распечатывать свои творческие работы на цветном принтере.
В работе творческих объединений используются различные технические средства
обучения: проектор, персональные компьютеры, также созданы условия для доступа в Интернет.
МАУДО «ЦДТТ» г. Орка содержит достаточное количество справочной, методической
литературы и периодических изданий по направлениям работы. Педагогами постоянно
пополняется банк наглядных и дидактических материалов, что является необходимым условием
для успешного восприятия детьми учебного материала. Созданы условия для использования
компьютерных технологий в образовательном процессе.
В ЦДТТ соблюдаются условия охраны здоровья обучающихся. Для этого:
 обеспечен питьевой режим обучающихся;
 обеспечен благоприятный температурный режим в помещениях;
 установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения;
 обеспечена круглосуточная физическая охрана (в дневное время – вахтѐр, в ночное время
и праздничные дни – сторож);
 установлена тревожная сигнализация («тревожная кнопка»);
21

 установлен дублирующий сигнал на пуль пожарной охраны;
 установлена система видеонаблюдения.
Ежегодно проводится косметический ремонт кабинетов,
оргтехники.

22

коридоров,

обновление

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результаты образовательной программы заложены в Программе развития
МАУДО «Центр детского технического творчества» на 2021–2025 гг.
Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию
МАУДО «Центр детского технического творчества» г. Орска должна способствовать:
 расширению возможностей для творческого развития личности ребенка;
 повышению качества и результативности образовательного процесса;
 развитию педагогического потенциала образовательной организации;
 увеличению динамики роста вовлеченных детей и подростков в техническое творчество;
 успешному
функционированию
образовательно
воспитательной
системы
образовательной организации;
 внедрению продуктивных организационных механизмов мониторинга качественного
образования.
Исходя из этого, МАУДО «ЦДТТ» г. Орска ставит перед собой следующие задачи:
1) Повысить профессиональный уровень педагогических работников благодаря
привлечению их к активному участию в профессиональных конкурсах, семинарах, прохождению
курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
2) Улучшить материальную базу в объединениях образовательной организации.
3) Повысить результативность участия обучающихся во всероссийских и региональных
олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях и конференциях.
4) Активизировать пропаганду технического творчества среди обучающихся города Орска.
5) Повысить продуктивность методической деятельности педагогических работников.
6) Усилить профориентационную работу среди обучающихся.

23

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990.
2. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием. 12 дек. 1993 г.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации :
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21
декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Москва : Эксмо, 2019. –
144 с.
4. Российская Федерация. Указы. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия
детства : Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240.
5. Российская Федерация. Постановления. О национальной доктрине образования в
Российской Федерации (до 2025 г.) : Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года №
751.
6. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей : Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года
№ 1726-р.
7. Российская Федерация. Распоряжения. Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 года № 9967-р.
8. Российская Федерация. Образование : Национальный проект : утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам : протокол от 3 сентября 2018 года № 10.
9. Российская Федерация. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации :
Федеральный проект национального проекта «Образование» : принят президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3
сентября.
10. Российская Федерация. Успех каждого ребѐнка : Федеральный проект национального
проекта «Образование» : принят президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года.
11. Российская Федерация. О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей : Письмо Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 года №
06-1844.
12. Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных
условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях».
13. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2000 № 813/28-16 «О рекомендациях для
организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях».
14. Закон Оренбургской области от 06 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ «Об
образовании в Оренбургской области».
15. Устав МАУДО «Центр детского технического творчества».
16. Золотарѐва, А. В. Подходы к профессиональному развитию педагогов в аспекте
требований профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и
взрослых» / А. В. Золотарѐва // Образование личности. – 2017. – № 3. – С. 49–59.
17. Корнетов, Г. Б. Педагогика первой трети XX века : монография / Г. Б. Корнетов, А. А.
Романов, А. И. Салов. – Москва : АСОУ, 2012. – 120 с.
18. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от
20.03.2020.
19. Мусафиров, М. К. Внешкольное воспитание в Оренбуржье во второй половине XX века
: монография / М. К. Мусафиров, Н. А. Каргапольцева. – Оренбург, 2020. – 149 с.
20. Рындак, В. Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым : монография /
В. Г. Рындак. – Оренбург : ОГПУ, 2020. – 179 с.
21. Тавстуха, О. Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении
дополнительного образования : Теория и практика : монография. – Оренбург, 2001. – 260 с.
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».