1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о дистанционном обучении в муниципальном автономном
учреждении дополнительного образования «Центр детского технического творчества» г.
Орска (далее - Центр) разработано на основании:
- Федерального Закона № 273-ФЗ (от 29.12.2013) «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Минобрнауки РФ № 816 (от 23.08.2017) "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ";
- Приказа Министерства просвещения РФ № 196 (от 09.11.2018) "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
направленных письмом Министерства просвещения РФ № ГД-39/04 (от 19.03.2020).
1.2. Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных
предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области
технического творчества (далее - образовательные программы) с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять
обучение на расстояние без непосредственного контакта между Педагогом дополнительного
образования и обучающимися.
1.3. Внедрение дистанционного режима обучения позволяет Центру расширить свои
возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том
числе при изменении режимов работы Центра (по климатическим, санитарноэпидемиологическим и другим причинам).
1.4. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает
значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности
ежедневного посещения занятий, методическое и дидактическое обеспечение этого процесса
со стороны Центра, а также регулярный систематический контроль и учѐт знаний
обучающихся.
1.5. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться
комплексно с традиционной и другими, предусмотренными Федеральным законом № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», формами его получения.
1.6. Предлагаемые электронные ресурсы для дистанционного обучения:
• электронная почта;
• сайт Центра;
• "облачные" сервисы и т.д.;
• skype-общение;
• мессенджеры Viber, WhatsAPP, Instagram;
• применение платформ для дистанционного обучения (индивидуально, на выбор и
усмотрение педагога и по согласованию сродителями, законными представителями).
1.7. Главными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системе
беспрерывного образования являются:
обеспечение равных возможностей, обучающихся к получению качественного
дополнительного образования;
предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ
непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания
(нахождения);
2
повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами,
способностями и потребностями;
создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в
области дополнительного образования без отрыва от основной учѐбы.
1.8. Использование дистанционного обучения способствует решению следующих
задач:
повышению эффективности учебной деятельности учащихся;
повышению эффективности организации учебного процесса;
повышению эффективности использования учебных помещений;
повышению доступа к качественному образованию.
1.9. Основными принципами применения дистанционного обучения являются:
принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников учебного процесса с помощью специализированной информационнообразовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, online– уроки и др.);
принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях
учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения
занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств
обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа
и др.;
принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и педагогу
необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для
реализации индивидуальных учебных планов;
принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2. Организация процесса дистанционного обучения
2.1. В периоды особых режимных условий Центр обеспечивает переход обучающихся
на дистанционное обучение.
2.2. Переход обучающихся на изучение и освоение образовательных программ или их
частей в системе дистанционного обучения производится приказом директора на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) (Приложение 1).
2.3. Центр доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного
выбора.
2.4. Центр самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных ителекоммуникационных технологий.
Центр самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путѐм
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.5. Оценка качества реализации программ включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств
текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование и др. Текущий контроль осуществляется в дистанционном
режиме и оценивается по итогам выполненной работы. Промежуточная (годовая) аттестация
в дистанционном режиме обучения может осуществляться по текущим отметкам. Итоговая
аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с локальными нормативными
3
актами Центра.
3. Виды и формы занятий обучающихся
3.1. Формы учебной деятельности для дистанционного обучения:
• лекция: устная – видеоконференция, видеотрансляция занятий;
письменная – презентация, доклад и т.д.;
• практическое занятие;
• контрольная работа;
• дистанционные конкурсы, олимпиады;
• тестирование, интернет-занятия;
• самостоятельная работа.
3.2. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся:
• просмотр видео-лекций;
• компьютерное тестирование;
• видеозапись промежуточной и итоговой аттестаций (зачет, экзамен);
• изучение печатных и других учебных и методических материалов.
4. Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
4.1. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится согласно
календарному учебному плану.
4.2. Изменения в календарный учебный график вследствие перехода учреждения на
дистанционное обучение вносятся заместителем директора по учебной работе.
4.3. Информация о сроках проведения аттестаций доводится педагогом
дополнительного образования не менее чем за 2 недели до ее прохождения.
4.4. Для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в формате дистанционного обучения педагогами ДО разрабатываются
самостоятельно оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели,
содержание, методы контроля, система оценивания с учетом специфики дополнительной
общеразвивающей программы.
4.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1 полугодия, 2
полугодия, по окончании обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
4.6. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся основывается на индивидуальном подходе к обучающимся, учитывает
динамику личностного развития обучающихся в период обучения по дополнительной
общеразвивающей программе.
4.7. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестаций:
4.7.1. Аттестация может проходить:
- в режиме онлайн с использование электронных ресурсов и платформ;
- в форме контрольной или самостоятельной работы;
- в форме конкурса презентаций, предоставленных по электронной почте не менее чем
за 3 дня до даты проведения аттестации;
- в форме тестового опроса обучающихся;
- в форме участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
4.7.2. Для проведения промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном режиме
также создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается Директором Центра.
4.7.3. В случае отмены особого режима (карантина) промежуточная и итоговая
аттестации проводятся в Центре в режиме очного обучения.
5. Участники образовательного процесса
5.1. Участниками образовательного процесса в системе дистанционногообучения
являются:
4
заместитель директора по учебной работе;
педагоги дополнительного образования;
обучающиеся;
родители (законные представители) обучающихся.
5.2. Педагогом дополнительного образования является компетентный специалист,
осуществляющий непосредственное ведение дистанционного обучения с использованием
ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие
участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет.
-
6. Функции администрации Центра при режиме дистанционного обучения
6.1. Руководитель Центра (директор):
- осуществляет контроль организации ознакомления всех участников
образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы
учреждения на период дистанционного обучения;
- контролирует соблюдение работниками Учреждения режима работы;
- осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных наобеспечение
выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения;
- принимает управленческие решения, направленные на повышение качества
работы образовательной организации в дни, когда обучающиеся не посещают занятия.
6.2. Заместитель директора по учебной и воспитательной работе:
- организует образовательную деятельность, контролирует выполнение
образовательных программ обучающимися, результаты образовательной деятельности;
- осуществляет информирование всех участников образовательных отношений
(педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) иных работников) об
организации дистанционной работы в дни неблагоприятных погодных условий, на
период карантина и прочее;
- осуществляет контроль успеваемости обучающихся;
- вносит изменения по необходимости в документацию учебного процесса;
- осуществляет контроль своевременного прохождения обучающимися
промежуточной и итоговой аттестаций.
7.
Функции преподавателей Центра на период дистанционного обучения
7.1. С целью прохождения образовательных программ в полном объеме педагоги
дополнительного образования применяют разнообразные формы дистанционного
обучения, исходя из индивидуальных возможностей обучающегося и по договоренности
с родителями (законными представителями).
7.2. Педагоги дополнительного образования информируют родителей (законных
представителей) заблаговременно о ходе, планировании, электронных ресурсах, которые
будут использованы в реализации дистанционного режима обучения, а также
результатах текущего контроля, итогах промежуточной и итоговой аттестаций на
период дистанционного обучения.
7.3. Обязательными условиями дистанционного обучения являются:
- ведение педагогом дополнительного образования журнала, фиксирующего
текущую успеваемость учащихся;
- своевременное оформление и предоставление документации (планы, отчѐты и
другие формы учебной документации дистанционного периода обучения). Приложение
№ 2, Приложение № 3;
- разработка индивидуальных и групповых планов;
- определение форм и методов дистанционного обучения самостоятельно с
применением подходящих и возможных электронных ресурсов, а также по
согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся;
5
- контроль процесса получения информации обучающимися;
- контроль режима учебного времени в дистанционном формате (выход
обучающегося на связь в режиме онлайн).
8. Функции обучающихся и родителей (законных представителей) при
использовании дистанционного обучения
8.1. Родители (законные представители) должны предоставить своему ребенку
техническую возможность обучаться в дистанционном режиме (компьютер, ноутбук,
смартфон, интернет, электронные ресурсы, выбранные для обучения с педагогом
дополнительного образования индивидуально).
8.2. В период дистанционного обучения обучающие обязаны выполнять задания
дистанционных занятий, добросовестно осваивать образовательную программу,
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, своевременно предоставлять
педагогам домашнее задание на адрес электронной почты педагога, в мессенджеры
Viber, WhatsAPP, Instagram, на сайт Центра (по договоренности).
8.3. Связь обучающегося с педагогами поддерживается посредством контактных
телефонов, электронных ресурсов.
8.4. Родители (законные представители) систематически контролируют
выполнение детьми заданий в режиме дистанционного обучения и способствуют
своевременной ответной связи.
8.5. Родители (законные представители) несут ответственность за жизнь и
здоровье ребенка в период дистанционного обучения
9. Функции образовательного учреждения при использовании дистанционного
обучения
9.1. Образовательное Центр:
- использует дистанционное обучение при наличии педагогических работников,
имеющих соответствующий уровень подготовки и специально оборудованных
помещений с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные
программы с использованием дистанционных технологий;
- использует
дистанционные образовательные технологии при всех,
предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их
сочетании, при проведении различных видов учебных, практических занятий, практик,
текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся;
- создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды;
- знакомит обучающегося и его родителей (законных представителей) с
документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса по
системе дистанционного обучения;
- ведѐт учет результатов образовательного процесса;
- проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической
поддержки дистанционного обучения обучающихся;
- создает и поддерживает на сайте школы пространство для дистанционного
обучения обучающихся, в котором размещает информацию о порядке и условиях
дистанционного обучения;
- осуществляет организацию учебно-методической помощи обучающимся,
родителям (законным представителям) посредством сайта школы;
- привлекает в условиях форс-мажорных обстоятельств личную технику
преподавателей (компьютер, ноутбук, телефон, планшет).
6
Приложение №1
К
Приказу № 24/1 от 21.03.2020 г.
Директору МАУДО «ЦДТТ» г. Орска
О.В. Турбиной
родителя (законного представителя)
ребенка
зарегистрированного по адресу
номер телефона
ЗАЯВЛЕНИЕ
об обучении ребенка с использованием дистанционных образовательных технологий
Прошу организовать обучение моего ребенка
_______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребѐнка)
обучающегося по дополнительной общеразвивающей программе ________________________
________________________________________________________________________________
(название программы)
с использованием дистанционных образовательных технологий с _______________________
до особого распоряжения об отмене угрозы распространения новой коронавирусной
инфекции и нормализации эпидемиологической обстановки.
Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и
выполнение им заданий, назначенных педагогами.
С инструктажами по безопасному пребыванию ребенка дома и на улице, правилами
поведения во время приостановления учебного процесса ознакомлен. Ответственность за
жизнь и здоровье ребенка на это время беру на себя.
С Положением о дистанционном обучении в МАУДО «ЦДТТ» ознакомлен (а).
«____»__________________ 202__ год
Подпись
7
ФИО